Вестероских нарядов: Немного о незначительном: есть ли мода в Вестеросе? – «Костюмные» понедельники: сильные женщины «Игры престолов» I

«Костюмные» понедельники: сильные женщины «Игры престолов» I

Итак, последний октябрьский понедельник, а значит, время для очередного костюмного поста, посвященного героиням «Игры престолов». И т.к. на прошлой неделе я не успела вовремя опубликовать очередной пост, то на этой неделе мы с вами будем разбираться сразу с несколькими героинями.

Тема женской силы (равно, как и женской слабости) протянута красной нитью по всем сюжетным линиям «Игры престолов». Что не только диктует стиль и метаморфозы костюмов многих героинь, но и предопределяет, какой типаж внешности в случае каждой из них является наиболее подходящим.

В своих предыдущих постах я анализировала образы многих «игропрестольных» героинь, объединенных тем, что их сила обязательно связана с женственностью. Поэтому сегодня я хочу обратиться к тем женским персонажам, которые, по собственной воле или нет, выпадают из «женственной категории».


Сегодняшний костюмный экскурс мы начнем с северных широт, где физическая выносливость также необходима для выживания, как умение плести интриги в южной королевской столице. В подобных условиях жизни разделение на слабый и сильный пол наполняется совсем иным смыслом — сильные выживают, слабые нет, вне зависимости от того, мужчина ты или женщина. И потому образы тех, кто в «игропрестольном» мире живет на суровом севере, не только далеки от каких-либо модных вестероских трендов, но также не предполагают различия между мужским костюмом и женским.



Необходимость бороться со стихией диктует максимальную функциональность нарядов, тем самым уравнивая между собой всех жителей крайнего севера. Как следствие, здесь нет явных мужских и женских нарядов (*вот вам еще один прекрасный пример, как силь в его широком понятии способен быть зеркалом общества, отражая его культуру и устои).

Одной из таких северных героинь является лучница Игритт, чей образ в первую очередь диктуется жизнью в суровых условиях и постоянной борьбой за то, чтобы выжить. Как и предполагает северный климат, одежда Игритт сшита из меха и шкур, не предполагая высокого мастерства (это в отличие от теплых нарядов вестероской аристократии).


Однако, что одежда Игритт собрана из множества кусочков и клочков, можно увидеть и полу-скрытый смысл. Это не только делает её образ более правдоподобным, но также имеет значение с точки зрения психологии костюма/стиля и раскрытия персонажа посредством его костюмов. Неоднородность, нецелостность, характерные для одежды Игритт, отражают «сложность» её самой, ведь эту героиню буквально разрывает на части необходимость сделать выбор между своим племенем и любимым мужчиной.



Кроме того, необходимость постоянно находиться в движении делает любые платья и юбки абсолютно не актуальными в гардеробе Игритт, поэтому мы видим её в меховых и кожаных штанах (чем она напоминает нам другую героиню, которую стремление к выживанию подтолкнуло сменить платье на кожаные штаны, символизируя также, что она стала равной по своей силе мужчине). К слову, штаны не единственный элемент в образе Игритт, символизирующий, что она не относит себя к слабому полу, но видит равной своим соратникам-мужчинам — массивный кожаный пояс с крупной пряжкой, перекинутый через грудь на манер портупеи, оказывается весьма красноречивым «ян»-элементом её наряда [*запомните его, т.к. чуть позже мы к этому еще вернемся]:


Однако Игритт — вовсе не единственная сильная северянка, с которой мы встречаемся (уже по эту сторону Стены) по ходу «Игры престолов»:


Оша, подобно Игритт, из «одичалых», т.е. изначально оттуда, где холод и борьба за выживание сформировали общество равноправных женщин и мужчин. Однако оказавшись по эту, более цивилизованную сторону Стены, выживаение перестает быть лишь борьбой со стихией — теперь, чтобы выжить, этой героине приходится принимать новые правила игры, что в том числе относится и к смене костюма:


Оказавшись по другую сторону Стены, Оша оказывается в обществе, которое предписывает куда более четкие различия в ролях, правилах поведения и, соответственно, в костюмах женщин и мужчин. И дабы сойти за одну из «своих», Оша сменяет штаны на крестьянское платье.

Кроме того, как хороший шпион, эта героиня использует в своем маскировке костюме элементы характеные для местных, как то характерный фасон воротника, который мы уже видели в нарядах северного семейства Старков:



Что интересно, на Оше подобный ворот порой выглядит как ошейник, что может быть символичным, ведь эта героиня родом из свободных и несвязанных многими правилами людей, оказалась в обществе, сильно ограничивающем женщин и их силу. И потому не удивительно, что получив обратно только часть собственной свободы, отправляясь в путешествие обратно в сторону родных северных краев, в образе Оши появляются элемены отражающие это и её возвращающуюся силу:



Так, крестьянское платье все еще остается, чтобы не слишком отличать её от окружающих (плюс, к этому располагае не такая суровая погода). Однако к этому прибавляется накидка с меховым воротом, намекая, созавая схожесть с одеждой «одичалых» за Стеной, как Игритт. Плюс, [снова!] широкий кожаный мужской пояс и скрешенная на груди кожаная портупея. Эти элементы, с одной стороны продиктованы их функциональностью, однако, как и в костюме Игритт, это явные «мужские»/»ян» символы, визуально укрепляющие образ героини.

А продолжает наш сегодняшний хип-парад сильных северных женщин Мира Рид — еще одна девушка, вышедшая за рамки традиционной женской роли:


И хотя, в отличие от Игритт и Оши, Мира Рид не принадлежит к «одичалым», её персонаж — «девочка-мальчик», кочующая, находящаяся в постоянном движении и борьбе — не только с природой, но и с людьми. А в широком смысле и с обществом, отвергая традиционную женскую роль. И этот образ жизни и характер Миры делают её похожей куда больше на «одичалых» женщин, нежели на представительниц вестероского дворянства. Так что не случайно её костюм повторяет те же мотивы, что и костюмы Оши и Игритт: здесь и заменившие платье штаны, и меховая отделка, и [неженственные] удобные для ходьбы ботинки, и [снова!] крупные кожаные ремни:



И говоря о сильных северянках, нельзя не упомянуть здесь еще и Яру Грейджой — дочь благородного клана, воспитанную отцом так, как воспитывают сыновей, и потому имеющую в своем обществе все полномочия мужчины.


Это отражают и костюмы героини, состоящие по сути из мужских вещей (порой с определенной «скидкой» на женское тело).



Управляя собственным кораблем и в состоянии получить от отца в управление целый флот, Яра носит явно мужские вещи, делающие её похожей, дополняя их по мере надобности военными доспехами. И в этих нарядах, если разобраться, мы опять можем наблюдать те же мотивы и явное сходство с костюмами предыдущих героинь. Активный образ жизни диктует замену платьев на штаны, женскую обувь мужской, вместо мягких и нежных тонов у нас темная «земляная»/»защитная» цветовая гамма. И опять же, аксессуары, дополняющие наряды Яры, имеют явный мужской характер, включая широкие мужские пояса, повязанные весьма недвусмысленным образом, оставляя длинный свободный конец, красноречиво спускающийся к земле.

Итак, перед нами четыре северные героини, которых условия жизни или другие обстоятельства заставили уйти, отказаться от традиционных женских ролей. Они в буквальном смысле сильные женщины, и эта сила отражена в их костюмах, судя по которым, в этой части «игропрестольного» мира сила и независимость это скорее мужские, «ян» качества, не предполагающие ни женственной энергетики, ни сексапила. И помимо одежды, это можно наблюдать и в типажах тех актрис, которые были выбраны на эти роли:


Внимательно посмотрите на форму подбородка, носа, линию бровей, разрез глаз — геометрия черт, их жесткость, «нажим», с которым эти черты «прочерченны» определяих их как более жесткие/крепкий «ян» лица. Такие не предполагают ни мягкости и податливости образа, ни хрупкости и легкости, и соответственно, не гармонируют со стилями, предполагающими плавно-женственные линии, мягкость или же воздушность / прозрачность тканей.

Стиль, гармонирующий с обликом таких женщин, требует большей «необработанности», мотива, приближающего облик к стихие, к природе. В блоге мне уже доводилось писать о возможном оформлении такого типажа в рамках одного из опубликованных мини-разборов и еще одного примера работы с такой клиенткой.

Что же интересно в контексте «Игры престолов», всех этих героинь объединяет еще и то, что все они имеют общие корни, все происходят из племени Первых Людей, что может быть еще одним объяснением физической схожести типажей (а также прекрасной работы команды по кастингу, уделяющей внимание таким деталям!). Что интереснее, схожее происхождение имеют и представители главного клана Севера — Старки, и похоже, оно особенно чувствуется в младшей из дочерей, также выбравшей для себя стезю сильной женщины северного типа:


Помимо определенного типажного сходства (особенно в некоторых из её ракурсов) и самого факта сильного «ян» влияния в её внешнем облике, костюмы Арьи Старк оказываются еще одним примером того, как не уживаются в одном образе женственность и сила. Художники по костюмам подчеркивают это с самого начала, демонстрируя нам, как не гармонирует внешность Арьи с платьем, не имеющим четкой формы и с мягким воротом, чья горловина украшена цветами из ткани:


Сама героиня также не чувствует себя в этом наряде комфортно, поэтому очень скоро мы можем наблюдать первые стильные метаморфозы. Так, вырвавшись из-под опеки матери, Арья самостоятельно переделывает платье, убирая рукава и подпоясываясь мужским поясом, делая свой наряд [за иключением «цветочного» воротника] похожим на мужскую тунику, что куда больше подходит для активных игр, которые эта героиня предпочитает шитью и танцам:

Этот наряд героиня продолжает носить, приехав в королевскую столицу, добавляя еще одно изменение — теперь это куда более темные цвета, в отличие от популярных нежных и женственных цветов среди придворных леди. Объяснить это можно тем, что Арья не стремится вписаться в рамки королевского двора — ей чужди его правила и нормы. А можно объяснить и проще, тем, что  большую часть времени Арья активна и часто пачкает свои наряды, а темные цвета это скрывают.




*вспомним костюмы всех предыдущих сильных северных героинь,
также находящихся все время на природе, также отдающих предпочтение темным одеждам

Следующая трансформация образа Арьи случется, когда та начинает брать уроки фехтования — традиционно мужское занятие (и разрешение на это её отца) как бы сигнализирует героине, что она может перейти на откровенно мужские наряды. *Что интересно, в новом наряде Арья продолжает носить свою нательную сорочку с характерным северным воротником, как бы говоря, что выбирая свой собственный путь (отличный от пути её матери и сестры, она помнит и ценит свое происхождение):



И наконец еще трансформация костюма происходит уже не по плану самой героини, однако достаточно точно отражает её характер и даже некоторые тайные мечты — быть независимой, не подчиняться правилам общества, ограничивающим её как девочку, стать войном. Необходимость бежать из королевского замка и скрываться заставляет Арью переодеться в мальчика, остричь волосы и примерить соответствующий образ:



И в этом костюме, в котором Арье предстоит провести не один сезон, сложились воедино многие элементы, которые мы уже видели у предыдущих сильных героинь, мотивы, символизирующие северную сильную женщину. Так, мы снова видим темные «защитные» цвета, мужские штаны и широкий мужской пояс. А также жилет Арьи похож на парцирь и на военные латы Яры. Все это с одной стороны продиктовано функциональностью костюма — необходимость постоянно идти, сливаться с толпой скрываться. Но также чувствовать себя хотя бы немного защищенной. Однако более того, все эти детали можно назвать мужскими, что символизирует энергетику «ян», доминирующую в образе — в цветах, формах, в шершавой грубой фактуре.

И что еще интересно, этот костюм Арьи, как будт собран из множества мелких кусочков, сшитых вместе грубой нитью. Интерпретировать это можно по-разному. Во-первых, конечно же, самое очевидное — как и в костюмах Игритт и Миры, одежда, собранная из кусочков и клочков, отражает нужду и скитания, невозможность иметь другую одежду. Однако, возможно, это предвосхищает то, что в будущем Арье предстоит стать одной из тех, кто способен менять множество лиц, когда её собственное «я» распадется на части…

На этом на сегодня у меня все. Однако впереди у нас еще несколько образов нескольких не менее сильных и интересных «игропрестольных» женщин, так что продолжение следует!..

А пока, в случае, если вы только нашли мой блог или что-то в этой серии пропустили, то все посты о костюмах героинь «Игры престолов» можно найти в моем Жжурнале по тэгу ИграПрестолов.

И уже по традиции, небольшая просьба ко всем, кому нравится эта серия постов о костюмах «Игры престолов»: будет здорово, если отличную работу художников по костюмам (и результат) смогут оценить многие поклонники этого сериала. Поэтому буду благодарна всем за репост этого и других «костюмных» постов, в том числе в сообществах и соц.сетях, посвященных «Игре престолов» (здесь в ЖЖ, в FB, Vkontakte и др.). Спасибо!


мода и прически из Вестероса и Эссоса

От фантастических костюмов до великолепных причесок с косами: «Игра престолов» оказывает большое влияние на развитие моды и стиля благодаря талантливой группе актеров, костюмеров и стилистов, создавших образы главных героев.

Если вы интересуетесь стилями героев «Игры престолов» и хотите узнать некоторые секреты создания причесок и образов жителей Вестероса и Эссоса, предлагаем вашему вниманию подборку самых ярких работ от победителя Эмми, Мишеля Клэптона, дизайнера по костюмам канала HBO, а также номинированного на Эмми стилиста по прическам Кевина Александера.

Источники вдохновения при создании стилей Вестероса и Эссоса

Сериал имеет сильные средневековые акценты. Дизайнер по костюмам Мишель Клэптон черпал вдохновение в разных культурах и веках, чтобы создать идеальные стили сериала «Игра престолов».

Костюмы были вдохновлены самыми разными народами и эпохами: от племен Инуитов, японских доспехов и до современных дизайнов. Большинство костюмов имеют общие элементы с нарядами, которые носили в Европе в Средние века. Также Клэптон представил элементы из Северной Африки и Среднего Востока, смешивая их в нарядах для создания неповторимой вселенной фильма.

Мода «Игры престолов»

Мода «Игры престолов»

«Грязные» образы

Наряды Вестероса и Эссоса зачастую должны были выглядеть грязными и поношенными. Процесс создания подобных нарядов и образов занимал достаточно много времени. «Если на создание костюма уходило три дня, то еще три дня было необходимо, чтобы его испортить и придать ему грязный и поношенный вид», объясняет Мишель Клэптон.

Одежда из сериала «Игры престолов» должна была пройти несколько процессов, включая промасливание, очистку песком и покрытие воском. Чтобы придать волосам грязный вид, на них наносили вазелин, а перед этим покрывали темной или серой пудрой, напоминающей пыль.

Мода «Игры престолов»

Эволюция стиля Дайенерис

С 1 по 3 сезон стиль Дайнерис (актриса Эмилия Кларк) прошел несколько значительных ступеней эволюции. Её образ был дополнен драконьей чешуей, что сделало её похожей на повелительницу драконов, а это одна из важнейших деталей, которая придавала реалистичности нарядам и прическам Вестероса и Эссоса. Также в образ были внесены маскулинные элементы, синий и голубой цвета, которые подчеркивали трансформацию стиля.

«Мне нравится одевать её в голубой и синий цвета, так как они навевают воспоминания о Кхале Дрого и Дотраки, ведь синий был их цветом», объясняет дизайнер по костюмам.

Мода «Игры престолов»

Мода «Игры престолов»

Стили Маргери и Серсеи от Alexander McQueen

Одной из современных деталей в «Игре престолов» является вырез платья в виде трубы, созданный Alexander McQueen. Такой вырез носила исландская певица Бьорк. Она появилась с ним на обложке своего альбома «Homogenic». Впервые такой вырез был продемонстрирован во втором сезоне в гардеробе Маргери. В следующем году такой же вырез появился на платье Серсеи. Это еще одна деталь, которая указывала на соперничество героинь.

Мода «Игры престолов»

Прически из фильма «Игра престолов»

В первом сезоне сериала присутствует около 20-30 париков. Дизайнер Кевин Александер увеличил количество до 50-100 в следующих сезонах. Самые дорогие парики, как, например, парики Дайенерис, Серсеи, Маргери и Мелисандры следовало мыть и укладывать ежедневно, так как они стоили около 7000 долларов согласно утверждению Кевина Александера.

Цвет волос, например, рыжий цвет Сансы или белый цвет Джоффри необходимо было обновлять ежедневно перед съемками, так как различные места съемок фильма, от Исландии до Марокко и факторы окружающей среды влияли на то, как парик будет выглядеть в кадре.

Мода «Игры престолов»

Мода «Игры престолов»

Волосы Дайенерис

Белоснежные локоны Дайенерис требовали наиболее тщательного ухода, так как волосы были очень чувствительны к воздействию дыма и песка. Великолепные платиновые косы ассоциируются с образом Дотраки, но оказали большое влияние на поп культуру.

«Косы являются неотъемлемой частью её образа. Удивительно, какое влияние это оказало на мир моды», объясняет Кевин Александер.

Мода «Игры престолов»

Мода «Игры престолов»

Волосы Маргери

Костюмы и прически из «Игр престолов» не всегда идеально подходят друг к другу, однако в образе Маргери всё идеально сбалансировано. Стилист черпал вдохновение в костюмах героини. Наряды были очень открытыми, и прическа должна была еще раз подчеркнуть эту соблазнительность и сексуальность образа.

Мода «Игры престолов»

Волосы Джона Сноу

Кроме подбора дорогих париков отдел стилистов также работал над тем, чтобы они подходили персонажам. Актер Кит Харрингтон носил короткие волосы, но в сериале длинные кудри стали его визитной карточкой и очень полюбились поклонникам фильма. Чтобы достичь такого эффекта и естественности, Кевин Александер делал укладку на влажных волосах с применением воска.

Мода «Игры престолов»

Автор: Ирина Мирончук

Сериал «Игра престолов»: фото лучших костюмов актеров

Мир сериалов перестал быть прежним после выхода первой серии «Игры престолов». Такого масштаба кинопроизводства не видел ни один многосерийный формат. Стоимость одной серии исчисляется миллионами, над сюжетом работают лучшие сценаристы, мастера спецэффектов, подбираются фантастические локации, актеры собираются в многотысячные массовки. Все это для того, чтобы перенести зрителя в волшебный, выдуманный мир Вестероса. Как и в любом фильме, главную роль (после актеров, конечно) играют костюмы, за которые отвечает Мишель Клэптон и команда из сотни швей, вышивальщиц и дизайнеров.

С помощью костюмов создают персонаж и рассказывают сюжет, считает Мишель Клэптон. С 15 лет она покупала на карманные деньги ткани, шила себе одежду. При работе над историческими или современными фильмами трудностей не возникает — есть свидетельства или наглядные примеры в реальной жизни, отправная точка, за которую можно зацепиться. Но чтобы создать костюмы для выдуманного мира «Песни льда и пламени», нужно было с головой погрузиться в изучение книг.

Художник по костюмам читает сценарий или книгу, обсуждает первые идеи с режиссером. Главная задача — выработать единый необычный стиль для всех персонажей. Мишель Клэптон рассказывает, что была поражена масштабом происходящего после прочтения двух первых книг. Существует множество нюансов, которые нужно учитывать — сроки, бюджет, количество экземпляров костюмов. Идти по проторенной дорожке фэнтези-фильмов ей не хотелось и пришлось проделать огромную работу, чтобы создать нечто уникальное.

Мишель говорит, что важно представить себе, как живет персонаж, он с севера или юга, чем занимается в свободное время, какие предметы роскоши ему доступны, какие ткани он может купить, какие герои его окружают, с кем он общается, кто он по профессии. Необходимо учитывать атмосферу и декорации. Каждый дом Вестероса имеет свой герб и отличительные черты, каждая группа персонажей — воины, крестьяне, члены королевской семьи — свои определенные характеристики. Вдохновение для костюмов можно найти везде, считает художник по костюмам: в природе, в музеях, в живописи. Мишель Клэптон собирает большие альбомы по каждому ключевому персонажу, где можно найти клочки ткани, наброски, вырезки из журналов и эскизы будущих шедевров.  

Вместе с Мишель над костюмами работает мастер по исторической вышивке Мишель Каррагер. В одеянии героев можно увидеть стилизованные гербовые знаки домов. К примеру, символ дома Ланистеров — золотой лев. Большинство костюмов выполнены в красных тонах с использованием золота и обильной вышивки. Костюмы Дейенерис Таргариен — матери драконов — всегда имеют мотив драконьей чешуи. Ее образ менялся с течением времени: из милой белокурой девушки, в воздушных платьях, Дейенерис превратилась в настоящую валькирию, что, конечно же, подчеркивается ее костюмом, напоминающим доспехи самураев.

Для героев, живущих на севере и за стеной, вдохновением стало английское Средневековье. Мишель Клэптон не скрывает, что для создания шуб использовала ковры из Ikea. У семьи Старк гербовое животное — волк, которого часто изображали на оружии. После замужества Кейтелин Старк (до замужества Талли) продолжила носить отличительный знак родного дома — рыбу. В одном из ее нарядов воротник сделан в виде валика, по форме напоминающего форель, и расшит стеклярусом. Жители южных земель — Дорна — носят одежду из легких тканей сочных натуральных оттенков, а их доспехи по фактуре напоминают змеиную кожу. 

Свадебная мода, как и в реальной жизни, отдельная тема для творчества. Подвенечное платье Маргери Тирелл украшено шипами и розами — как и герб ее семьи. Когда Санса Старк выходила замуж за Тириона Ланнистера, она была одета по последним тенденциям моды Королевской Гавани. Золотые ленты, вплетенные в волосы, уложены валиками, платье сшито из парчи с витиеватым узором, а на груди перекрещиваются ленты с вышитым золотым львом. На своей второй свадьбе — уже на севере — Санта надела белое платье с орнаментом и меховым воротником, как и подобает леди Винтерфела.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: HBO; michelecarragherembroidery.com

Эволюция костюмов Элларии Сэнд и дорнийская мода в сериале Игра престолов

«Визуальные подсказки для зрителя очень важны, и при первом же появлении дорнийцы должны были выделяться на фоне остальных, — говорит художник по костюмам «Игры престолов» Мишель Клэптон в книге о создании 3-4-го сезонов. Создавая визуальные подсказки, она ориентируется на понятные широкому зрителю стереотипы, однако такой подход работает не всегда. Иногда в сериале очень не хватает единой концепции (или опоры на историческую достоверность, которая могла бы это компенсировать). Проще всего эту мысль проиллюстрировать на примере таких самобытных регионов, как Дорн.

«В Дорне жарко, здесь любят роскошь и наслаждение, поэтому мы отдали предпочтение свободным и чувственным туалетам, вдохновленным индийскими и персидскими традиционными нарядами», — рассказал исполнительный продюсер «Игры престолов» Фрэнк Доелжер в одном из закадровых роликов «Игры престолов». Ожидая появления Дорна, Мишель Клэптон с первого сезона старалась не использовать их желто-коричневые цвета — как и в остальных королевствах Вестероса, дорнийцы носят цвета правящего дома. Ткани для пошива костюмов привезли из Индии.

Художественный образ Дорна в книгах больше всего напоминает Испанию под мавританским владычеством, однако Дорн отличается от стереотипного востока тем, что здесь даже незаконнорожденные женщины имеют равные права с мужчинами любого происхождения. Пример такой женщины — Эллария Сэнд, незаконнорожденная дочь лорда Уллера и возлюбленная Оберина Мартелла, младшего брата правителя Дорна.

Изначальные концепты костюмов Оберина и Элларии. Костюм Оберина в итоге оказался другим.

Эллария отдает предпочтение непрозрачным тканям — как правило, плотному шелку, шлифованному песком, что умягчает ткань и убирает характерный блеск. Воинственный вид платьям придают кожаные вставки  со змеиным узором на плечах или воротнике; из такой же кожи сделаны браслеты. В мужском костюме кожа с подобным рисунком появляется лишь в боевом доспехе Оберина Мартелла и отсылает к прозвищу принца — Красный Змей. Верхние платья Элларии имеют глубокие вырезы спереди и сзади, бывают с рукавами или без них. Платье без рукавов Эллария сочетает с массивным ожерельем с солнцами в персидском стиле и кожаными браслетами на локтях. Рукава-крылья в дорнийских платьях отличаются от похожей миэринской модели: здесь есть проймы для рук и сильно увеличены плечи по моде 1980-х; такие плечи немного похожи на капюшон кобры и делают образ Элларии агрессивнее.

Под платьем дорнийские женщины носят плотный лиф. Это два треугольных куска ткани, которые крепятся на теле подобно современным раздельным купальникам. Лиф Элларии содержит кожаный ремень и вышит традиционным индийским орнаментом. Этот элемент одежды рассматривается как нижнее платье, а не белье, поэтому выставляется напоказ. Честно говоря, таких элементов нет ни в восточном, ни в индийском костюме знатной женщины, зато сходу вспоминаются костюмы из фильмов «Камастура: история любви» (1997) или какой-нибудь стереотипной «Арабской ночи» (1942). В целом же платья напоминают скорее наряды в стиле арт-деко, для которых характерен прямой крой, скрывающий естественные изгибы фигуры, и смешение стилей различных эпох/стран — всё как любит Мишель Клэптон.

На свадьбу короля Джоффри и Маргери Эллария надевает менее воинственное, но все еще не по-вестеросски открытое платье: здесь плечи украшены не кожей, а вышивкой, и по бокам имеется вставка из плотной ткани с вышитым индийским орнаментом. Обувь — современные босоножки из змеиной кожи. Волосы Эллария собирает под сеточку из переплетенных цепочек: «Мы пытались найти какое-то совершенно новое украшение, не похожее на все то, что мы делали раньше, и сеточка выглядит отлично», — говорит Мишель Клэптон. На руки Эллария надевает кожаные браслеты. «Ее открытые до пупа наряды все же не показывают слишком много, в них есть сила и вместе с тем простая и чувственная элегантность. И очень много уверенности. Представляю, что думала Серсея при их первой встречи — в конце концов, ее дочь сейчас в Дорне!» — смеется Клэптон. (Вспомните как презрительно Серсея высказывается об открытых нарядах Маргери Тирелл!)

В знак скорби по убитому возлюбленному Эллария остригает волосы, вырез ее платьев уменьшается, а солнечные цвета уступают место черному трауру. Плечи нового наряда украшены сдержанной вышивкой (жухлые цветы?). На грудь Эллария надевает перекрещенный на груди кожаный ремень со змеиной головой в центре. За ним можно разглядеть кулон с ядом/антидотом, а на руке сверкает браслет в виде змеи, оплетающей руку.

Для встречи с Песчаными Змейками Эллария надевает полупрозрачную шаль и  платье с рукавами в стиле раннего средневековья; аксессуары почти те же, что на фото выше, разве что центральная фигура на ремне — это гремучая змея целиком, а талия подпоясана ремнем с красивой пряжкой в виде змеи, кусающей себя за хвост. Можно осторожно предположить, что такой не патриотичный не дорнийский фасон появился потому, что шаль плохо смотрится с большими плечами основного черного платья, а вариант без рукавов был бы недостаточно траурным.

Узнав о прибытии Джейме Ланнистера, Эллария решает похитить Мирцеллу из Водных Садов. Однако Доран Мартелл пресекает эту попытку и ставит Элларию перед выбором: умереть или смириться и присягнуть ему на верность.

В знак смирения Эллария надевает новое платье — тоже дорнийское, но совершенно другого фасона. Платье сшито из тончайшего шелка с пышной юбкой, открытой спиной и плечами, глубоким вырезом, узкой талией, образованной сборками и шнуровкой сзади, и чудесными рукавами, держащимися на честном слове. Под верхним платьем дорнийки опять же носят расшитый лиф и нижнюю юбку (как Мирцелла) или замшевые штаны (как Эллария с остальным серпентарием). Верхнее платье такое легкое, что даже в Дорне его иногда сочетают с накидкой из более плотной ткани.

В новом платье нет ни тени воинственности, это наряд чувственной и уязвимой знатной дамы, которая далека от политики и мести. Такой Элларию хочет видеть Доран Мартелл (правда, Эллария надевает к платью кулон с ядом и кожаный браслет со скрытым в нем стилетом — этого оказывается достаточно, чтобы поднять Дорн на войну), и такой зрителям предстает Мирцелла.

«Мне хотелось, чтобы платье Мирцеллы выглядело так, что стоит слегка потянуть, и ткань падет к ногам; что это просто облако», — говорит Клэптон.

Принцесса Мирцелла при дворе Дорана Мартелла не только драгоценная гостья и невеста наследника, но и заложница, гарантирующая мир с Железным троном. У нее здесь нет союзников, кроме семьи жениха, она огорожена от внешнего мира. Контраст легких открытых женских нарядов и закрытых мужских в сериале уже показывали — в Кварте знатные дамы удалены из политической жизни города и тоже одеты в струящиеся яркие полупрозрачные шелка с глубокими V-образными вырезами и открытыми руками, тогда как мужчины носят длинные закрытые одеяния из плотных тканей.

Сложно отделаться от мысли, что фасоном верхнее платье здесь напоминает европейские наряды начала XX века. Принципиальное отличие заключается в использовании лифа, позволившего сделать вырез еще более глубоким, плюс, конечно, Y-образная вышивка, которая визуально роднит наряд с корсетными платьями. Обратите внимание, что все наряды Мирцеллы, Элларии и Змеек различаются только цветом шелка и растениями в вышивке. У дочерей Оберина среди цветов встречаются и ядовитые — болиголов и бругмансия, в вот цвет платья не несет никакого особенного смысла: если вам кажется, что розовое платье Мирцеллы — это возвращение к красному цвету Ланнистеров, то взгляните на розовое платье Нимерии! Сходство костюмов усиливает почти полное отсутствие аксессуаров; в реальной жизни женщины не стали бы одеваться настолько похоже.

Есть у Мирцеллы еще одно очень открытое прямое платье без лифа, сделанное из более плотного желтого шелка, украшенного вышивкой. Это платье напоминает самый первый наряд Элларии без рукавов (и опять же земную моду 1920-х гг.). Неслучайно, что в этой сцене Мирцелла не только объект обмена, но и участник переговоров — правда, Джейме, увидев дочь в таком виде, не может удержаться от комментариев.

В погребальном платье Мирцеллы все еще заметны дорнийские черты, однако ткань стала плотнее, разрез — у́же, а вместо чувственного лифа надето нижнее платье с длинными рукавами. В центральной фигуре среди цветов и погребальных бабочек, символов краткости жизни, главное место занимает голова оленя дома Баратеонов с рогами, тянущимися к плечам. В платье отсутствуют львы и нет красного цвета Ланнистеров, а темно-желтый цвет ткани одинаково хорошо подходит и Баратеонам, и Мартеллам.

После убийства Дорана Мартелла Эллария возвращается к траурным закрытым нарядам, а в союзе с Дейенерис окончательно приходит к узким штанам и подпоясанному ремнем мужскому кафтану с увеличенными плечами и небольшим вырезом на спине. От женского костюма остается лишь расшитый лиф. В конце создатели сериала не могут удержаться от того, чтобы не обнажить Элларию, и лишают ее пояса.

Мужчины из дорнийской знати носят узкие кожаные или замшевые штаны, длинные или короткие туники и длинные кафтаны (халаты), повязанные большим кушаком или ремнем, на который крепится оружие.

Под кафтан надевается туника с длинными рукавами, иногда она украшена вышивкой или росписью, может быть до бедра или ниже колен, с вырезом разной длины, с застежками или без них. У Оберина все рубахи — с глубоким вырезом без застежек из желтого или оранжевого шлифованного шелка. Мужские кафтаны шьют из плотного шелка, парчи и льна. Вырез и кафтана, и рубахи Оберина подшит тканью с чешуйчатым узором.

Главный кафтан Оберина — желтый с солнцами, образованными металлическими дисками и вышивкой, с едва заметной росписью индийским узором. Второй кафтан (для королевской свадьбы) — светло-бежевый, расшитый золотом и подпоясанный зеленым кушаком с индийским рисунком. Наконец, третий кафтан — красно-коричневый с золотым рисунком, очень напоминающим одно из одеяний Джоффри Баратеона; этот кафтан Оберин подпоясывает кожаным поясом или черным кушаком с рисунком.

В целом, дорнийские мужчины одеты в стереотипные восточные костюмы, к ним вообще нет вопросов, однако Мишель Клэптон считает их женственными: «Несмотря на плотность ткани и металлические вставки с гербом Мартеллов, костюмы Оберина довольно женственные, — рассказывает она. — Мужественным платье сделало то, как его носил Педро Паскаль, его мачизм и готовность носить женский наряд без страха». (Кстати, в «Игре престолов» халаты носят еще и работорговцы в одноименном заливе, только их халаты широкие и подвязываются иначе.)

Из украшений Оберин носит золотые кольца на больших пальцах и массивную персидскую подвеску с цветами (почему не солнцем?). Похожую подвеску носят и Доран, и Тристан Мартеллы. Несмотря на то, что дорнийцы, возможно, носят аксессуаров больше, чем во всех остальных королевствах вместе взятых, по сравнению с земным востоком они смотрятся аскетами. Для сравнения ниже приведен кадр из фильма «Александр» (2004) с персидскими костюмами (в центре дочь Дария).

У Дорана несколько вариантов кафтанов, туник и кушаков очень близких цветов. Как и брат, Доран носит золотые кольца на больших пальцах. Странно, что в наряде владыки Дорна отсутствуют символы его дома — красное солнце, пронзенное копьем. Даже кушаки украшены цветами, а не солнцами. Под кафтаном длинная туника с длинными рукавами и полностью застегнутыми пуговицами. (Кстати, за пределами Дорна пуговицы в костюмах не используют; одежду затягивают на фигуре шнуровкой, ремешками и завязками.) Обратная сторона кафтана — контрастного цвета и тоже украшена индийским узором.

Тристан Мартелл одевается скорее в духе своего дяди, нежели отца. Туника и кафтан с глубоким вырезом украшены индийским орнаментом и простым геометрическим узором (похожий кафтан выдают схваченному Джейме, только туника у него с пуговицами). Большой корсетный пояс, утягивающий фигуру принца, и золотая цепочка взяты из личной коллекции Клэптон, и возможно, именно из-за них юный Тристан выглядит куда женственнее отца и дяди. Обратите внимание, что пряжка пояса сделана в виде змей, а на боку висит рапира с рукоятью в форме змеи. Тристану этот элемент чужд. Даже у Оберина змеи появляются в лишь боевом образе — на копье и доспехе, а ведь Тристана никто не называет змеем, как Оберина или его дочерей. Наследнику пристало бы носить символы солнца и копья, но хотя бы в цвете одежды он бо́льший Мартелл, чем Доран.

Дорнийская знать носит тюрбаны, плотно или свободно повязанные. Кроме практического значения — защиты от солнца — тюрбаны играют и представительскую роль: неслучайно лорд Дальт и другие не снимают своих тюрбанов и в Королевской Гавани. Знать повязывает тюрбаны из дорогой ткани, иногда настолько длинной, что она свисает подобно плащу. Простые стражники накручивают на голову простую хлопковую ткань, используя длинный конец в качестве маски (для скрытности или защиты от песчаных бурь?) или закрывая им шею, а чтобы головной убор не сорвало ветром, тюрбан дополнительно закрепляют кожаными ремешками, как каску. При этом любопытно, что ни один из Мартеллов тюрбаны не накручивает.

На ногах дорнийцы носят сапоги из кожи и замши. Например, у Мартеллов-мужчин узкие сапоги со шнуровкой от середины голенища до самой подошвы, что, конечно, совершенно непрактично, но простительно для принцев; сапоги украшены солнцами Мартеллов и орнаментом. Дочери Оберина, надевая доспехи, сочетают их с кожаными сапогами, подошва которых слегка удлинена у носков и закручена — в форме змеиных языков, как говорит Клэптон; кожа украшена тиснением в виде чешуи и солнцами.

Слуги носят легкие хлопковые халаты без вышивки и росписи, подвязываются кушаком. Служанки надевают индийские топы (чоли) с короткими рукавами и юбки в пол.

Костюм дорнийской стражи вдохновлен индийским куяком с оплечьями, который Мишель Клэптон увидела на выставке восточного костюма во Флоренции несколько лет назад: «Этот доспех состоит из кожи, набивки и бархата, каждая заклепка — это солнце поверх кусочка кожи. Я подумала, что носить такое будет легко и приятно, но доспехи оказались очень плотными и тяжелыми, и таких нужно было сделать больше 25 штук».

Арео Хотах и его люди вооружены в основном древковым оружием, копьями и алебардами, поэтому не нуждаются в ремнях для ношения оружия и подпоясываются кушаком. (Кстати, кушак Арео Хотаха взят у принца Оберина.) При ношении сабель ножны крепятся к ремню, поверх которого повязывается кушак. Под куяк дорнийская стража надевает кожаную рубаху с короткими рукавами и персидским орнаментом на груди, а под нее — простую хлопковую тунику. Обратите внимание, что Джейме Ланнистер забывает надеть кожаную рубаху, а Арео Хотах не носит тунику.

Другая любопытная деталь — это змеи на алебарде Хотаха; теперь уже окончательно понятно, что змея — это не эксклюзивный символ Оберина Мартелла и тех, кто жаждет мести за него, а новый символ Дорна. Солнце Мартеллов после смерти Оберина появляется лишь на куяках стражи, конской сбруе, в архитектуре и на парусах кораблей:

Идея для легкого кожаного доспеха Оберина пришла в голову Мишель Клэптон под впечатлением от увиденного металлического доспеха в черно-белую клетку. «Вместо стали мы взяли кожу, наштамповали множество деталей, получилось что-то в духе змеиной кожи», — рассказала Клэптон в закадровом ролике о костюмах четвертого сезона. «Визуальный контраст между тяжелой броней Горы и легкой вареной кожей Оберина смотрится потрясающе», — считает она. Оберин сражается с Горой копьем, однако есть у него и сабля. И сабля, и копье украшены змеями. К доспеху прилагается шлем, но Оберин его не носит.

Впоследствии этот плотно сидящий на фигуре доспех лег в основу боевых костюмов Песчаных Змеек. С женским вариантом полного доспеха вышло не все гладко. Кожа формировалась (растягивалась) на женском манекене с соска́ми, и выпуклости на груди так хорошо повторяют женскую анатомию, что при хорошем освещении угадывается форма соска. «Когда я увидела их в первый раз, я потребовала убрать эти чертовы соски́! Ненавижу соски́ на броне», — говорит Клэптон. Однако времени оставалось слишком мало, и оружейники не успели завершить шлифовку полностью. (Оставим в стороне тот факт, что груди в доспехе вообще непрактичны.)

Внешне доспехи Змеек выглядят очень похоже за исключением нескольких деталей. Например, у Обары есть наплечники, у Тиенны иначе сшита кожа нагрудника и другой пояс, а у Нимерии — льняная юбка. Общим для костюмов является рисунок брони и обилие змеиных украшений как на доспехе, так и на оружии девушек.

Впрочем, впервые Песчаные Змейки появляются в костюмах, которые вызвали куда больше вопросов. Если Обара Сэнд избрала путь воина и одевается в мужской костюм с первых же кадров, то Нимерию и Тиенну зрителям хотят показать с одной стороны как истинных дорниек, сексуально раскрепощенных и свободных девушек, а с другой — истинных наследниц своего отца. Стоя посреди пустыни, однако, Песчаные Змейки не выглядят сильными и независимыми подобно отцу; кажется, что дядя предоставил им свободу делать все, что они пожелают, но не в политике, куда они стремятся, поэтому они и выглядят так несуразно.

«Вокруг говорили, что Песчаные Змейки выглядят как девицы из низкопробных фильмов, но ведь в жару носить легкие ткани практичнее, а [для верховой езды] практично носить замшевые брюки и сапоги. Мне просто понравился контраст светлых легких платьев и толстой кожи», — сокрушается Мишель Клэптон, забывая и о черном платье Элларии под жестоким дорнийским солнцем, и о тяжелых плотных доспехах дорнийской стражи, и о том, что кожаные ремни на жаре натирают и не имеют никакого практического (защитного) значения, и о том, что прозрачные ткани у Элларии и Дейенерис — это знак слабости, а Змейки вроде бы сильные и независимые.

После неудачного похищения Нимерия и Тиенна одеваются в принцесс, а Обара меняет доспех на кафтан, очень похожий на один из кафтанов Тристана, даже с такой же пряжкой ремня, но змеиным узором на вырезе, как у отца. Нимерия Сэнд в новом платье немного похожа на ее описание в книгах («изящная, в лиловом мерцающем платье»), Тиенна же натягивает поверх своего наряда кожаный ремень крест-накрест; это явный знак того, что смирение притворно, но Доран Мартелл его не замечает.

Для убийства кузена Нимерия надевает кожаный верх из переплетенных ремешков с наплечниками и пышную юбку. Обара, которая прежде одевалась по-мужски, в этой сцене тоже почему-то в юбке, и кожаный верх у нее даже короче, чем у сестры. В каком-то смысле этот комплект — улучшенная версия самого первого образа: сочетание женственности и мужской роли и амбиций.

Возвратившись в Дорн, Обара возвращается к мужскому кафтану, а ее младшие сестры надевают плотные приталенные платья без рукавов, лифов или нижних рубашек. Наконец-то все Песчаные Змейки вспоминают, что в их положении соблазнять больше некого.

К финалу своей истории они, как и Эллария, приходят в мужских кафтанах. Две старшие сестры надевают поверх них броню и так встречают свой конец, а младшая одевается в точности как мать и умирает у нее на глазах. Кадры со старшими Змейками, к сожалению, очень темные.

Индийское и персидское влияние, декларируемое создателями сериала, оказалось справедливо лишь для тканей и отчасти для мужских костюмов, которые действительно выглядят прекрасно. Женские же наряды представляют собой смесь оригинальности стиля арт-деко и безвкусных стереотипов; нет в женских нарядах ни сверкающей восточной бижутерии, ни обоснованного разнообразия фасонов, ни логики использования обнажения. Теряется и логика использования гербовых цветов и символов. Словом, костюмы Дорна оказались противоречивы в той же мере, что и вся эта сюжетная линия.

Эволюция костюмов Сансы Старк в сериале Игра престолов

[+] Обзор костюмов обновлен завершающими образами из 8-го сезона.

«Для меня путь Сансы, когда-то наивной девочки, грезящей о том, чтобы стать королевой, один из самых интересных, сложных и трагических, — рассказала Мишель Клэптон в своих интервью для Pup Sugar и Time. — Костюмы для Сансы очень важны, через одежду она взаимодействует с другими людьми, показывает свои устремления. И мы видим, как быстро развивается ее стиль по мере развития сюжета. Ее впечатляют какие-то люди — и она адаптирует их стиль под себя, показывает в одежде пережитый опыт».

Софи Тернер, исполняющая роль Сансы Старк,  в жизни предпочитает образ активной независимой девушки, и это хорошо подходит для ее статной широкоплечей фигуры и роста 175 см. Она далека от образа, описанного в книгах — трогательной пташки, запертой в клетке среди львов и обратившей со временем свою женственную красоту в козырь. Это внешнее несоответствие, которое становится все заметнее по мере взросления актрисы, запускает изменения и в самом образе Сансы; теперь это современная история об угнетаемой в патриархальном обществе женщине, которая проходит через страдания и унижения, встает с колен и не нуждается в мужчинах, чтобы править.

Дизайнер по костюмам Мишель Клэптон, создавая женские костюмы персонажей Севера, предположила, что регион обособлен, торговля в нем развита слабо, и это должно отражаться в облике персонажей. Северянки, включая даже Кейтилин, не носят драгоценностей и не используют ярких орнаментов. Вместо этого они украшают платья и особенно воротники объемной вышивкой с натуралистичными растительными и животными мотивами; единственные металлические украшения — это набивки на ремнях мужчин и булавки в виде животных. И хотя кажется странным, что северяне украшают одежду даже меньше, чем иные одичалые, не покупают и не мастерят бижутерию из камней и металла, как делали даже самые северные народы земной истории, эта особенность позволяет сделать северян  значительно провинциальнее, визуально противопоставить их жителям остальных королевств и столицы (вспомним озвученное Джоффри в разговоре с матерью презрение именно к северянам).

Северяне не используют ярких красителей, материалы для изготовления одежды добывают в своих краях; в основном это шкуры, меха, шерстяное и холщовое сукно. Если в Винтерфелле и есть портнихи, Сансу и Арью все равно обучают шитью. «Когда мы видим Сансу впервые, она одевается как Старк — это домотканые добротные, но немного неуклюжие одежды», — отмечает дизайнер по костюмам Мишель Клэптон. Из цветов у Старков преобладают серо-синие, однако для Сансы оттенки намеренно выбраны чуть холоднее. «Когда семейство Старков выстраивается перед королем, Санса в своем бледно-голубом наряде сразу выделяется. Она будто бы хочет сбежать из этого грязного и тусклого места», — говорит Клэптон в интервью Time. —  Внутри замка мало света, мало развлечений, так чем же занимались женщины? Я подумала, что они вышивали, украшая свою одежду. Увидев Сансу и Арью в первый раз, мы видим, что они одеваются похоже, но есть и различия. Например, Санса вышивает красиво, а Арья —  тяп-ляп, и мне хотелось, чтобы зритель сразу приметил это в их одежде». Действительно, даже повседневное платье Сансы украшено вышитыми звездами, а у Арьи ничего такого нет.

Для пира в честь короля Санса надевает свое лучшее платье. Она очень старается и совмещает в нем объемный лиф с узловатым декором с не менее объемным расшитым воротником. Декор в виде узлов указывает на то, что Санса еще ребенок. «Мы придумали, что узлы на горловине украшают одежду девочек до их полового созревания, поэтому, когда королева спрашивает Сансу о менструациях, та теряется — ведь у нее платье с узлами!» Зато Серсея сразу замечает, что платье самодельное, и великодушно просит Сансу вышить что-нибудь для себя. Девочка в восторге.

Здесь будет уместно сделать небольшое отступление о костюмах Лианны Старк за 20-25 лет до событий первого сезона. Видно, что даже юная Лианна для обыденных развлечений одевается несколько наряднее, чем Арья или даже Санса, а для тайной свадьбы с Рейгаром Таргариеном она надевает платье, которое с северными нарядами роднит разве что цвет и растительный декор. Конечно, нам не показывают, откуда это платье взялось, но можно предположить, что его сшили специально для турнира в Харренхолле или для свадьбы с Робертом Баратеоном: на эту мысль наталкивает богатый пояс, перекрещивающийся на груди, и золотая вышивка нижнего платья в виде растительного узора, едва заметного под верхним шелковым платьем. Вряд ли такое платье можно было бы купить или заказать по Интернету где-то по пути и при этом сохранить инкогнито принца и его возлюбленной. Два этих платья вместе наводят на мысль, что Север очень сильно обеднел после восстания Роберта (а бюджет собственно «Игры престолов» — сильно вырос).

В дороге Санса надевает новый наряд — все еще неуклюжее голубое платье из домотканого сукна с наивной декорацией лифа в виде узлов, с широкими непрактичными рукавами, как в платьях для взрослых.

Здесь же Санса впервые надевает кулон в виде стрекозы, которая впоследствии будет появляться и в декоре платьев. Смысл этого мотива остается неясен, как не ясно и то, откуда кулон вообще взялся. Возможно, Мишель Клэптон хотела показать романтичность Сансы, сделав отсылку к истории любви Дункана Таргариена, известного также как Принц Стрекоз, и простолюдинки по имени Дженни из Старых Камней. Но скорее всего, стрекоза выбрана лишь как менее избитый вариант хрупкой бабочки — образ, который Санса тоже использует в украшениях, но гораздо реже. Образ птицы, конечно, связан с Сансой гораздо прозрачнее: Серсея называет девочку голубкой, Пес — пташкой, под видом Алейны она находится под покровительством Бейлиша, чей герб пересмешник (в книгах Санса еще и может выйти замуж за Гарри Наследника, которого называют Молодым Соколом). Однако образ птицы в нарядах уже занят: голубое платье с ними носит Серсея в сценах, где она уязвима и зависима. Возможно, точно этот же смысл заключен и в стрекозах Сансы, ведь в сцене, где кулон появляется в первый раз, девочка теряет свою лютоволчицу Леди.

В столице Санса забывает о роли королевы в смерти Леди, начинает собирать волосы по столичной моде и обзаводится новыми аксессуарами — палантином с цветочным узором, кольцом в виде бабочки и подаренным принцем Джоффри кулоном с эмблемой льва. Палантин и кулон отсылают к Серсее Ланнистер, которую Санса воспринимает как образец для подражания, ведь девочка считает, что и сама когда-нибудь станет женой короля.

Для турнира в честь десницы Санса надевает новое платье. Оно все еще сшито по старым лекалам, но узлы лифа закручены в виде роз и вырез стал гораздо глубже. Платье очень красиво и символично вышито, однако не все из этого заметно в кадре: к розам на лифе с боков тянутся тонкие стебли с вышитыми листьями и нераскрытыми бутонами, а где-то внизу, у корней, прячется лютоволк.  Цветовая гамма платья тоже меняется: к «северному» серо-голубому примешиваются красные оттенки, порождая бледно-лиловый цвет. Этот наряд — последний, в котором Санса чувствует себя в безопасности, мнит себя принцессой. В этом же платье в сочетании с львиным кулоном она под диктовку Серсеи Ланнистер напишет домой об измене отца с призывом к Роббу явиться в столицу, чтобы присягнуть на верность королю Джоффри.

«Все вокруг говорят, что платья Сансы ей не впору, — говорит Клэптон об этих гибридных платьях. — Ну конечно не впору! Это же совсем юная девушка, которая пытается кого-то скопировать. Не все умеют одеваться красиво и правильно подбирать себе вещи. Я считаю важным, что некоторые вещи сидят плохо».

Просить за отца перед королем Санса выходит в лазурном платье, расшитом стрекозами, очень похожем на то, что Серсея носила в минуты своей слабости, с львиным кулоном и волосами, уложенными в высокую прическу, как у королевы. В этом же платье только с металлическим поясом Санса появляется перед септой Бейлора, уверенная в том, что отцу позволят надеть черное, а сама она останется невестой короля. «В Королевской Гавани Санса перенимает туалеты королевы Серсеи, но после того, как при участии королевы казнят отца девочки, она впадает в ступор, ее стиль перестает развиваться. Она выглядит так, будто сама убила отца», — говорит Клэптон.

Второе платье лилового цвета фасоном очень похоже на лазурное. Оба платья состоят из корсета на голое тело (что несколько странно), нижней плотной юбки, поверх которых накинут халат из легкой ткани, украшенной вышивкой на плечах, рукавах и боковой части юбки. Выбор цвета тоже неслучаен: это более холодный вариант одеяний Ланнистеров, как будто бы платье Мирцеллы осветлили и добавили к нему немного голубого, который Санса так любила в Винтерфелле:

Впервые Санса надевает это платье в сцене, где Джоффри приказывает ей смотреть на отрубленные головы отца и его людей, а затем велит Меррину Транту ударить свою невесту. Санса больше не уверена в себе, она заложница без права голоса, без права на собственный стиль. Она сутулится, сжимается — и потребуется много времени, чтобы Санса нашла уместный для себя стиль.

Вскоре после казни Неда Старка в столицу прибывает Тирион Ланнистер. Он заступается за Сансу, когда может, восхищается ее стойкостью и пристраивает к ней Шаю в качестве служанки и наперсницы. Все это время Санса продолжает носить голубые и лиловые наряды, в которых ее бьют и едва не насилуют толпой во время восстания черни; во время последнего эпизода лиловое платье рвут, и Санса ненадолго возвращается к своему северному гардеробу — в платье с розами она благодарит Пса за спасение от толпы.

Появление именно этого платья, а не лазурного со стрекозами особенно символично потому, что совсем скоро она утратит право на «северные» узлы. Уже в следующей сцене у Сансы появляется кровь, означающая ее готовность к рождению детей и браку. Серсея обсуждает случившееся с Сансой, одетой в халат серо-голубого цвета с цветами.

Превратившись из ребенка в девушку, Санса надевает более темные наряды из плотной ткани и начинает носить полураспущенные волосы, как это принято на Севере. Новые туалеты состоят из корсета, нижней юбки, легкого палантина, заменяющего нижнюю рубашку, и плотного верхнего платья в виде халата, стянутого на талии. Первое платье темно-лилового цвета с цветочным узором в стиле арт-нуво и с металлическим поясом Санса впервые надевает перед Битвой на Черноводной. Это платье рисунком и фасоном напоминает стиль Кейтилин Старк, только мать отдает предпочтение зеленым оттенкам и скрепляет платье булавками с символом своего дома. В прическе Санса тоже стремится к образу матери. Девушка надеется на победу Станниса и не хочет предстать перед ним слишком похожей на Серсею.

«В тот момент, когда она понимает, что отца больше нет, она замирает, чувствует себя в западне, а затем очень медленно стремится к стилю своей матери, но в ее условиях она не может сделать это явно, страшась последствий», — отмечает Клэптон в интервью Time.

Надеждам на победу Станниса не суждено сбыться, но прибытие Тайвина Ланнистера вместе с Тиреллами все-таки приносит хорошие вести: место Сансы подле Джоффри займет Маргери Тирелл. Новая невеста ищет дружбы с Сансой, и она, проведя столько времени в изоляции и страхе, тянется к Маргери, такой уверенной и свободной. Тиреллы рассчитывают выдать Сансу за Лораса, наследника Хайгардена, ведь Санса — ключ к Северу (старший брат — изменник, а младшие братья, как считается, мертвы). Для знакомства с великолепной леди Оленной Тирелл и романтического разговора с Лорасом, не очень-то заинтересованным в браке (да и вообще в женщинах), Санса надевает новое лавандовое платье с узором в стиле арт-нуво; верхнее платье крепится на талии двумя булавками в виде кленовых крылаток, которые издалека очень похожи на стрекоз; под ним более насыщенный лавандовый палантин; нижняя юбка, тоже лавандовая, украшена шитьем. Кроме простого кулона со стрекозой, у Сансы появляется более крупное ожерелье с бабочкой. Обратите также внимание, что Санса продолжает движение к «северным» цветам (лавандовый получается добавлением синего к лиловому).

Есть у Сансы и еще один наряд, более строгий. Вырез здесь меньше, верхнее платье, скрепляемое двумя булавками, украшено лилово-золотым геометрическим узором, похожим на сеть, в которой она оказалась; это платье Санса носит в минуты печали, например когда узнает о нежеланном браке и смерти близких на Красной свадьбе.

Несмотря на сближение с Тиреллами, Санса не начинает копировать наряды Маргери, избегая демонстрировать дружбу с этим могущественным семейством. Однако она заплетает волосы, как у Маргери, и Петир Бейлиш сразу это замечает. Он предлагает Сансе бежать вместе с ним, однако Санса мыслями уже в Хайгардене вместе с Лорасом и отказывается. Брак Сансы и Лораса не входит в планы Бейлиша, и он обо всем докладывает деснице Тайвину Ланнистеру.

Во время примерки платья для свадьбы короля Джоффри и Маргери (кстати сказать, один из самых будничных халатов во всем гардеробе) Санса обсуждает с Шаей, какое прекрасное свадебное платье будет у нее в Хайгардене, где портнихи куда лучше, чем в столице, однако этим мечтам не суждено сбыться: Тирион Ланнистер приносит весть, что по воле десницы Санса станет его женой. Маргери утешает девушку, раскрывая перед ней перспективы: ее сын когда-нибудь станет владетелем Севера и Запада, но Санса грустит и теперь жалеет, что не сбежала с Мизинцем.

На свадьбе вместо отца или брата посаженным отцом Сансы выступает король Джоффри, поэтому невеста одета не в серое (цвета Старков), а в лиловое с золотым узором. На шее у нее висит тот самый кулон со львом Ланнистеров, на пальце — золотое кольцо с маленькими рубинами, а волосы собраны в духе королевы-матери. Юбка платья расшита цветочным орнаментом в стиле арт-нуво, на бедрах имеются металлически вставки, а пояс, охватывающий грудь и спину, расшит львами, повергающими волков и рыб. Вышивальщица Мишель Каррагер объясняет свою задумку: «Платье, скорее всего, выбрала Серсея, поэтому в вышивке нет романтики и невинности, зато ясно читается послание о господстве: Санса теперь принадлежит Ланнистерам. На свадебном поясе сзади лютоволки Старков переплетаются с рыбами Талли, отсылая к родителям Сансы. По мере движения вверх лев Ланнистеров сцепляется с лютоволком и побеждает, показывая, что Санса была обольщена и подчинена членами семьи Ланнистеров. На вышивке на груди восстающий лев с короной Баратеонов — это кивок в сторону Джоффри. В заключительной сцене на спине изображен лев как знак того, что девица Старк окончательно захвачена Ланнистерами».

По словам Каррагер, открытый узкий лиф, обнаженные руки и вообще ограничивающий движения фасон придуманы Клэптон специально, чтобы показать, что девушка идет замуж против воли во вражескую семью Ланнистеров.

Тирион поджидает Сансу с золотым плащом, расшитым красными львами, и, как и в книге, Санса присаживается на колени, чтобы низкорослый Тирион мог накинуть ей на плечи свой плащ (у же Мартина в ходе церемонии жених и невеста обмениваются свадебными плащами, украшенными в соответствии с гербами домов). По всей видимости, обмен плащами не является обязательной частью церемонии: ни у Лианны Старк, ни у Талисы Мейгир плащей нет, церемония ограничивается заматыванием рук тряпицей и обетами.

На свадьбе короля Джоффри и леди Маргери юные придворные дамы носят платья, подражая невесте, а те, что постарше, подражают прежней законодательнице мод — королеве Серсее.  Только самобытные дорнийцы, рыцарша Бриенна и Санса одеваются иначе. По словам Мишель Клэптон для Сансы это осознанный шаг и как замужняя женщина она может себе позволить такой выбор: «Санса одета очень скромно, почти полностью вернувшись к стилю своей матери. На свадьбе она присутствует вынуждено, и меньше всего ей хочется привлечь внимание Джоффри. Даже если бы Санса хотела одеться в стиле Маргери, она бы побоялась навлечь гнев Серсеи, но а выказывать королеве-матери поддержку, одеваясь в ее стиле, ей хочется в последнюю очередь». Лавандово-лиловое платье Сансы строгое, с волокнистым узором на ткани, крепится на талии двумя булавками с кленовыми крылатками и дополняется красивой заколкой и ожерельем, в котором скрыт яд. «Бледно-голубое ожерелье я придумала, вдохновившись украшениями в стиле арт-деко и арт-нуво», — рассказала Мишель Клэптон. В этом платье Санса бежит на корабле Петира Бейлиша в Долину.

Предусмотрительный Мизинец берет с собой одно из старых платьев Сансы и темно-синий плащ с едва заметным узором. Лиза Аррен, тетка Сансы, принимает ее без удовольствия и пытается убить из ревности к мужу, но оказывается убита им сама. Петир Бейлиш объявляет лордам Долины, что жена наложила на себя руки. Он пытается избежать допроса Сансы, однако лорды Долины настаивают, и девушка рассказывает им всю правду, кроме одного: в ее истории Лиза Аррен бросилась в Лунную Дверь, сочтя его отеческий поцелуй знаком любви и не пережив этого. Это не первая ложь Сансы — она часто говорила то, что ей полагалось, чтобы выжить при дворе, однако здесь у Сансы есть выбор: сказать правду и ждать, как поступят лорды Долины или защитить Бейлиша, который уже вывез ее из Королевской Гавани, достаточно опытен, чтобы ее защитить, и на которого она имеет влияние, как ей кажется.

Сразу после этого Санса снимает обручальное кольцо Тириона и приступает к созданию своего нового образа. Она красит волосы, чтобы скрыть узнаваемый рыжий цвет, а затем использует тот же пигмент для одежды — платья с  королевской свадьбы и еще одного нового (видимо, из гардероба тети).  «Создатели сериала пришли ко мне за идеей превращения Сансы из жертвы в самостоятельную женщину. Это ее возрождение через оплакивание потерь», — рассказывает Мишель Клэптон в книге о создании 3-4 сезонов «Игры престолов».

Новое платье из темной ткани — этот цвет Клэптон использует для демонстрации власти (вспомнить хотя бы потемнение Серсеи Ланнистер и Дейенерис Таргариен). Если присмотреться, можно разглядеть текстуру с листьями — это шелково-льняная ткань Sahco из коллекции Fossil, которую ранее использовали для свадебного платья Маргери, только в черном исполнении. Грудь, плечи, рукава и юбку украшают перья — вороньи, или окрашенные соколиные перья. В Вестеросе говорят, черные крылья — черные вести, что соответствует желанию Сансы мстить.

Концепты «темной Сансы»

Из ониксовой пряжки для ремня и цепочки Санса мастерит кулон, имеющее отсылки одновременно и к семье, и к новым союзникам; очень похожие аксессуары Клэптон носит и сама. «На конце цепи [символизирующей заключение] у Сансы есть собственная Игла, меч Арьи. Мне хотелось создать не просто украшение, но нечто, придающее Сансе сил, ведь она не тот человек, который вооружится настоящим клинком. Теперь Санса вооружена, и это связь с семьей», — поясняет Клэптон, и добавляет: «В кулоне есть и отсылка и к Мизинцу, с его пересмешником у шеи и аксессуарами на цепочке».

Новый облик отражает намерение Сансы отныне управлять своей жизнью самостоятельно, однако хватит ли у нее опор? «Санса ищет себя, и в Орлином Гнезде почти находит, становясь темной Сансой, — говорит Клэптон в интервью Time. — В этом образе она отвергает все прочие влияния и пробует утвердить себя как сильная женщина. В Винтерфелле она научилась шить и теперь использует эти навыки, чтобы создать новую себя из подручных вещей. Это то, что она может сделать сама. Но потом влияние на нее Мизинца растет, поэтому она начинает одеваться в его стиле и все начинается сначала».

Покидая Долину, Санса надевает пальто с рукавами в форме крыльев; почти такое же носит Мизинец, ее названный отец и союзник, как она полагает. Однако Мизинец не собирается провести всю жизнь в бегах, он хочет власти и для достижения этих целей сговаривается о браке Сансы с Рамси Болтоном. Мизинец убеждает Сансу, что она сможет управлять Рамси (или присягнет Станнису, когда тот победит Болтонов), а сам едет в столицу доложить о случившемся Серсее. Серсея жалует ему титул Хранителя Севера при условии, что Мизинец с рыцарями Долины смогут захватить Север; Бейлиш планирует ввести войско Долины после Снежной битвы и разгромить ее победителя.

В это время в Винтерфелле Санса снова остается одна. Она дома, но у дома новые хозяева. Пока Винтерфелл принадлежит Болтонам, Санса ни разу не надевает на плащ волчью шкуру, как делали ее родители. Постепенно она отказывается и от черных нарядов «Темной Сансы», надевая вместо них поверх домотканой туники серо-коричневое платье с простым повторяющимся рисунком и объемным расшитым рыбками и лесными мотивами воротником, какие любила ее мать. Это платье Санса будет носить и после свадьбы с Рамси Болтоном, и в нем же сбежит, пока муж будет побеждать Станниса. (В скобках заметим, что Санса уже во второй раз напрасно понадеялась на победу Станниса.)

Для свадьбы Сансу наряжают в цвета Старков — в светлое платье-пальто со шлейфом, белым стриженым мехом на груди и плечах и в шелковую тунику под ним. На спине пальто стянуто шнуровкой, а спереди удерживается брошами в виде рыб дома Талли. Для пошива пальто Клэптон использовала мебельную ткань Vocalese Treccia итальянской компании l’Opificio с рисунком, отдаленно напоминающим чешую. В целом, в образе что-то есть от ночного мотылька со сложенными крыльями, которые Рамси разорвет в первую брачную ночь.

Бежав из Винтерфелла и воссоединившись с Джоном Сноу, Санса жаждет уничтожить Болтонов и вернуть родовой замок. Она шьет черный плащ с волчьим мехом, как у отца, и вручает его Джону, побуждая его включиться в борьбу против Болтонов; Белые Ходоки ее мало волнуют, главное — вернуть Винтерфелл. Санса понимает, что северяне вряд ли поддержат ее, ведь у нее нет армии, но возможно, они примкнут к Джону и верным ему одичалым. Санса также отправляет с Бриенной письмо своему двоюродному деду Бриндену Талли с призывом о помощи, но поначалу отказывается от рыцарей Долины, приведенных Мизинцем, страшась оказаться перед ним в долгу и рассчитывая справиться своими силами. (Кстати, для встречи с Мизинцем Санса надевает то самое платье и плащ, в которых сбежала от Болтонов.)

Для себя Санса шьет (перешивает что-то из гардероба Селисы Баратеон?) полностью закрытое сине-зеленое бархатное платье с лютоволком на груди и в тон к нему плащ с мехом. «Плащ Сансы отсылает к Неду и желанию его дочери управлять Винтерфеллом», — объясняет Клэптон.  В новом образе Санса, наконец, становится Старком — здесь больше нет цветов, крылаток, птиц и стрекоз — только волк среди деревьев. По словам Мишель Каррагер в вышивке присутствует не только герб Старков, но и форель Талли, ведь пряди волчьего меха постепенно переходят в чешую. «Еще мы стараемся использовать в ее вышивке больше ракушек и жемчуга, отсылающих к воде [и дому Талли]», — говорит вышивальщица.

Детали вышивки (оригинальные) Детали вышивки (оригинальные)

В художественном смысле бархатное платье сильно отличается от всего, что носила Санса или другие северянки. Это связано с тем, что наряд придуман и сшит Эйприл Ферри,  которая работала над несколькими костюмами 6-го сезона, пока Мишель Клэптон занималась другим проектом. Например, в этом платье в качестве основного материала используется бархат, а гербовая вышивка размещена на груди, тогда как Клэптон сознательно избегает этого («Мы не хотели, чтобы действующие лица носили на груди фамильные гербы, — уж очень похоже на Супермена»). Бархатное платье никогда не показывают без плаща, однако оно так понравилось зрителям, что предпринимались попытки его реконструировать.

Детали вышивки (оригинальные) Детали вышивки (оригинальные)

В этом платье Санса сопровождает Джона, призывая северян выступить против Болтонов, присутствует на переговорах перед Битвой Бастардов, скачет за войском Долины и, наконец, возвращается домой на правах хозяйки. Однако после битвы в разношерстном войске победителей звучат голоса, что война окончена и пора расходится по домам. Санса хранит молчание, ведь для нее все так и есть, но Джон вступил в войну для сплочения Севера и всех живых против Белых Ходоков, поэтому для него война только началась. Глядя на дуумвират Старков, леди Мормонт, наверное, поэтому и решает агитировать северян за Джона как за единого короля собравшихся.

После избрания Джона королем Санса отказывается от своего бархатного платья, но она деятельна и независима, как никогда прежде, и фактически претендует на роль соправителя Джона вплоть до публичного оспаривания его решений. В то время как Джоном движет идея защиты человечества, Санса сфокусирована исключительно на интересах Севера.

Как истинный Старк, Санса носит темный плащ с волчьим мехом, скрепленным на груди ремнями, подобно отцу, но присмотритесь — здесь снова используется узор с листьями, как в свадебном платье Маргери. Отдавая предпочтение темным древесным цветам, она все же избегает угольно-черных цветов, как в тот раз, когда опрометчиво посчитала себя хозяйкой своей судьбы, а Петира Бейлиша — союзником. В новых нарядах этого периода нет глубоких соблазнительных вырезов, как и в платье с лютоволком, но мягкий бархат и свободный силуэт уступают место практичному и строгому холщевому сукну. Платья плотно сидят на фигуре,  имеют увеличенные плечи, чтобы показать силу, укороченный подол, чтобы не мешаться под ногами, и дополнительно стягиваются широким поясом-корсетом, подобно броне; такое платье не разорвать со спины, как это сделал Рамси в их брачную ночь. «Широкий пояс — ключевая деталь в ее костюме, он отсылает ко всем тем надругательствам, которые Санса пережила и от которых тщательно закрывается поясом, чтобы это больше никогда не повторилось, — говорит Клэптон в интервью Pop Sugar и добавляет: — Это послание Мизинцу».

Различаются платья лишь отделкой ткани. Например, в наряде, в котором Санса руководит подготовкой Винтерфелла к осаде, грудь украшена узором крест-накрест, но в платье для сцен противостояния с семьей — сначала с Арьей, а после возращения Джона и с ним — природный узор на груди сочетается с чешуйчато-геометрическим узором на юбке — оба связывают Сансу с домом матери. «Платье с рисунком, напоминающим рыбью чешую, казалось бы прямо отсылает к ее матери, этой невероятно храброй женщине, — говорит Мишель Клэптон. —  И все же я считаю, что Сансе выпало гораздо больше испытаний, и это возвышает ее над Кейтилин». Наконец, в третьем платье имеется множество отсылок к «Темной Сансе» с ее вороньими перьями и круглым кулоном с символической иглой. Только теперь перьев стало гораздо меньше, и кулон выполнен в металле без разделительной линии: «Круг отражает позитивный настрой, нацеленность на гармонию и защиту, он часто используется, чтобы показать единство, ответственность и женскую силу», — это то, что Санса делает на протяжении седьмого сезона, объясняет Мишель Клэптон. Шею дополнительно охватывает воротник с лютоволками, которые рычат друг на друга и будто бы защищают хозяйку от вторжения. Иногда Санса избыточно совмещает сразу и воротник, и кулон, и даже плащ. В этом наряде она напряженно ждет, какую игру будет вести Петир Бейлиш, и в нем же выносит ему смертный приговор; в этой сцене Санса даже выворачивает плащ, чтобы мех не смягчал ее образ. В этом же платье Санса встречает и Дейенерис Таргариен.

Детали, скрытые в последнем наряде Сансы — Попкорн

Мы знаем, что многие фанаты «Игры престолов» разочарованы финалом. Мы присоединяемся к недовольным и, чтобы хоть как-то поднять себе настроение, развлекаемся многообразием пасхалок, скрытых в последней серии. Одной из самых интересных, кстати, оказалось платье коронованной Королевы Севера.

HBO

Во-первых, хочется отметить «необычную» прическу Сансы — распущенные волосы. Дело в том, что даже в этом есть символизм: раньше она, подобно своей матери или королевским особам Королевской гавани, плела косы или носила невообразимые прически. Сейчас же она вольна поступать так, как пожелает. Даже в отношении своего внешнего вида.

HBO

А теперь перейдем к платью. Серый цвет олицетворяет Неда и весь род Старков, на знамени которых изображен серый лютоволк.

HBO

Листья Чардрева на рукавах платья — Брана.

HBO

Односторонний плащ — Арью.

HBO

Узор на внешней стороне рукавов — дом Талли, откуда произошла Кейтилин.

HBO

Черный цвет плаща — Джона.

HBO

Непокорный мех плаща, торчащий пучками — Рикона.

HBO

Корона — Робба.

HBO

Швейная иголка — саму Сансу.

HBO

Грустно, грандиозно и очень душевно. HBO

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Немного о незначительном: есть ли мода в Вестеросе? | Страница 2

Во-первых, есть сильное подозрение, что тема презренных шмоток Мартину неинтересна и даже неприятна :not guilty: Вот кушанья — эт совсем другое дело… :not guilty::not guilty::not guilty: Поэтому вестеросская мода остается в статусе штанов Арагорна.

Во-вторых, в Вестеросе по сути у каждого дома своя мода. Очень ярко это видно на примере Свифта: если в Браавосе тона и фасон одежды говорит о социальном статусе, то в Вестеросе — всего лишь о принадлежности к тому или иному дому. Таким образом, если послу посчастливилось быть каким-нибудь Толеттом, то он может рассчитывать на спокойное и успешное выполнение миссии, а если у него герб вырвиглазных цветов, есть немалая вероятность быть осмеянным и даже нарваться на брави.

Интереснее с придворной модой. ИРЛ как было: стоило королеве появиться на балу в каком-то чуднОм воротничке, как через неделю вся столичная знать щеголяла в таком же. Если моя память не мешает опять книгу с б-гомерзким сериалом, то Санса таки стремилась подражать столичной моде. Но помимо эстетствующих дам в моду могла вносить свою лепту и политика. Я более чем уверена, что в 120-х черный и зеленый наряды носили не только принцесса и королева ;) Рейнира любила заплетать волосы как Висенья. Дейна и Элейна подражали в одежде своему отцу, а за принцессами наверняка и двор. Тарги начала III века тоже интересные кадры: на цыганскую роскошь у старших поколений, видимо, стойкая аллергия вполне понятного происхождения :not guilty:, а главное — не приведите боги переборщить с красным в ущерб черному :meow:

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Следующая запись

Гослинг райан с дочкой – Жена Райана Гослинга (личная жизнь, семья, дети). Фото / Жены актеров, режиссеров / Его-Жена. Жены знаменитостей

Пн Мар 23 , 2020
Содержание Все цвета радуги: Райан Гослинг на прогулке с дочерью ЭсмеральдойЗвездные детиЕва Мендес рассказала о воспитании дочерей и отношениях с Райаном ГослингомЕва Мендес о возвращении в Голливуд, воспитании дочерей и сюрпризах для Райана ГослингаМамина копия: Райан Гослинг на прогулке с подросшей дочерью Эсмеральдой (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Звездные детиЕва […]