Слова паразиты в детской речи: Проектная работа на тему «Слова-паразиты в человеческой речи» – Слова-паразиты в детской речи | Информационный портал ВЕРЖЕ

Содержание

Проектная работа на тему «Слова-паразиты в человеческой речи»

Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1190

Окружной конкурс проектных и исследовательских работ

«Будущее Северо-Запада»

Конкурс «Искатели»

Направление конкурса Исследование

Тема проекта Слова-паразиты в человеческой речи

Секция Русский язык

Авторы Зубанова Анастасия Сергеевна, 6 «Б» класс

13.10.1999, г. Москва, Пятницкое ш., д.23, кв. 69, т.754-48-34

[email protected]

Олех Виктория Александровна, 6 «Б» класс

17.07.1999, г. Москва,2-й Митинский пер.,д.3,кв.163,т.753-79-40

[email protected]

Руководитель работы Пирожихина Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Москва

2011-2012

Содержание

Введение.

  1. Чистота речи—важнейшая особенность языка.

  2. Лингвистические паразиты:

а) причины возникновения;

б) классификация;

в) как слова характеризуют человека.

  1. Исследования частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися нашего класса и педагогами.

  2. Способы борьбы со словами-паразитами.

Заключение.

Введение

На первый взгляд кажется, что « паразиты» не имеют никакого отношения к человеческой речи. Это что-то противное из области биологии: «растение или животное, живущее на поверхности или внутри другого организма, наносящее ему вред».

Но, оказывается, есть паразиты лингвистические—живут особой жизнью в нашей речи, бесцеремонно внедряясь в нее, нанося ей при этом ощутимый вред.

Одной из важнейших проблем нашего общества является проблема культуры речи. В последнее время русская речь претерпела огромные изменения и, к сожалению, не в лучшую сторону.

В школе на уроках нас знакомят с нормами русской речи, а в общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Мы решили заняться исследованием причин, влияющих на красоту и богатство нашей родной речи.

Цель нашей работы—изучение проблемы засоренности устной речи словами-паразитами в нашей школе.

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

  • выяснить, как слова становятся «паразитами»;

  • классифицировать группы слов-паразитов;

  • выяснить, насколько речь окружающих нас в школе людей «засорена»;

  • определить средства профилактики и меры избавления от слов-паразитов.

Объект исследования—

устная речь одноклассников и школьных учителей.

Предмет—слова-паразиты, используемые как взрослыми, так и детьми в устной речи.

Гипотеза—большинство учащихся класса бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова определенной группы есть и в речи взрослых (педагогов и родителей). Качественный состав этих элементов зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.

Методы исследования:

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;

  • обработка и оформление результатов.

  1. Чистота речи—важнейшая особенность языка.

«Важнейшей особенностью языка является его чистота, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняется общепринятому образцу»,— пишет языковед Д.Э.Розенталь.

Чистой называют речь, свободную от жаргонизмов, варваризмов, диалектизмов, слов-паразитов, основанную на языковых нормах . Словесный «мусор»— огромный недостаток современного общества в целом. Употребление слов, уродующих речь, не ограничено определенной социальной или возрастной средой. Такие слова звучат в речи теле- и радиожурналистов и ведущих программ, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня. Что уж говорить про нас, школьников! Мы и не замечаем, что наш богатый и красивый язык становится малопонятным и невыразительным. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное произношение и восприятие устной речи. Чистота речи заметнее всего для слушателей, и недостаток ее часто вызывает раздражение, нежелание общаться с собеседником.

  1. Лингвистические паразиты:

а) причины возникновения

Употребление лишних и бессмысленных слов имеет место в слабо контролируемой устной речи. Особенно часто слова-паразиты встречаются у малограмотных людей. Ученый Л.В.Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом»—люди как бы «суют» их между значимыми словами, чтобы не дать фразе «рассыпаться». Человек, не умеющий или не желающий связно высказать свои размышления. Испытывает затруднения на стыке слов и предложений. Поэтому он пытается вставить какие-то слова, чтобы собраться с мыслями. О таком человеке хочется заметить: «Сказал так много, что ничего не сказал».

Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. Мы все сталкивались с этим, например, зубря определение или формулу. Пока выучишь, начисто забываешь суть! Точно также от бесконечного повторения утрачивается смысл диалогов в рекламных роликах. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту.

Однако такие слова используют и люди, не имеющие проблем с речью Их намеренно употребляют для того, чтобы выиграть время: подумать над вопросом или не желая на него отвечать. Еще употребление слов-паразитов наблюдается при повышенной утомленности или когда человек волнуется либо торопится произнести свою речь.

Далеко не все слова становятся «паразитами». Чаще это слова с ослабленным лексическим значением: частицы, местоимения, модальные и вводные слова. Практически нет имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов, союзов.

б) классификация

Есть слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. Это наши «как бы», «просто», «короче», «типа», «практически», «так сказать», «вообще-

то», «кстати», которые, как кажется говорящему, делают его речь замысловатой и многозначительной.

Но ведь эти слова не всегда были «паразитами»! Вполне невинные по природе, они стали ими от частого употребления.

Итак, в качестве слов-паразитов чаще всего выступают:
1) частицы: указательная — вот, резюмирующая — ну, модальная — пожалуй, утвердительная — так, вопросительная — да, эмоционально- экспрессивные просто и прямо, сравнительная — как бы;
2)вводные слова: конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать;

3)местоимения: указательное местоимение — это, сочетание указательного и определительного местоимений — это самое, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения — как его, местоименное наречие — там.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет мат, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.
Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

1. Как бы…

2. Блин, пипец

3. Типа, на самом деле, ИМХО…

4. Не вопрос, без проблем

5. Не, ну ваще…

6. То есть/Скажем…

7. Практически, фактически, ясно…

8. Зачет, отлично, прикольно, жесть, рулез, ужос, тема, шикарно, отлично, перфектно, респектно…

9. Ниочем, вобщем (обязательно в одно слово)…

10. Оки, чмоки, поки…

А еще некоторые «словечки» приходят в молодежную среду из кинофильмов, книг и публицистики.

Известно, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного

персонажа. Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!»

Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа, комического героя.

Очень сложно разделить слова-паразиты на какие-то определенные группы. В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-паразитов. Но причины употребления назвать можно:

-добавить красок; можно заменить целый оборот из 4-6 слов, который надо еще подобрать, чтобы выразить свою мысль.

-дань моде—интернет –сокращения;

-художественно выразить свои эмоции в момент диалога;

-компенсировать бедность лексикона и неуверенность в подборе слов.

в) как слова характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни — борец за истину.

«Сами понимаете» — это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто!

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками, и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» –оборот в речи интеллектуала.

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «видите ли», «ну как вам сказать» и другие.

Примеры «уместности» употребления этих слов проиллюстрированы веселыми детскими стихотворениями:

  1. Жил-был этот, как его,
    Ну, значит, и того,
    Жило это самое
    Со своею мамою.
    Был еще один чудак-
    Это в общем значит так…
    И его любимый зять.
    Звали зятя
    Так сказать…
    А жену звали ну…
    А соседа звали это…
    А его родители-
    Видишь ли
    И видите ли…
    А еще какой-то э-э-э
    Жил на верхнем этаже.

Э.Мошковская

2) Увидал раз гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01”,

Срочно сообщает:

» Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Вобщем, значит, так сказать,

Страшное творится.

Вобщем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Все уже сгорело.

3.Исследования частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися нашего класса и педагогами.

Исследования мы проводили на основании сравнения частотности употребления слов-паразитов в обстановке урока учащимися нашего 6Б класса и учителями, работающими в нашем классе. Нами было выдвинуто предположение, что педагоги тоже в своей устной речи используют словесный «мусор». Нам с большим удовольствием помогали одноклассники, подсчет велся одновременно несколькими «экспертами», для составления диаграмм брался средний показатель за один учебный день.

Выяснилось, что 30% учителей используют в своей речи слова-паразиты, и действительно данный факт наблюдается при повышенной утомленности или когда человек волнуется либо торопится произнести свою речь. Но это против 90% употребления учащимися!

А еще мы посчитали, какие именно учителя—«рекордсмены» в этой области. Ну, конечно, как и следовало ожидать, те, кто ведет устные предметы и сам много говорит на уроке. Это можно понять… Ответ одного ученика длится несколько минут, а учитель говорит основную часть урока: и объясняет, и хвалит, и шутит, и ругает, и нервничает. Где уж тут иногда за речью следить!

hello_html_m243c894.gif

4.Способы борьбы со словами-паразитами.

Мы сформулировали некоторые рекомендации для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты:

1) читать хорошую литературу;

2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой:

-если так и просится сказать «в общем», «это самое», «ну», то проговаривать эти слова мысленно, а вслух—все остальные;

-делать паузы, чтобы собраться с мыслями;

— лучше сократить объем информации, говорить простыми предложениями и медленно, тогда слова-паразиты для связки будут не нужны;

3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы;

4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

5) психологи советуют:

— устроить день «паразитоговорения» и наоборот;

-штрафовать себя за каждое «словечко не к месту»;

-прослушать в записи собственный рассказ на тему «Как я провел(а) день»;

— попытаться возвращать словам и выражениям их первоначальный смысл.

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.

Заключение

« Не используйте эти слова ни в коем случае,»— скажут родители. «Старайтесь не использовать…— скажет наш учитель по русскому языку.—Пусть ваша речь будет красивой и литературной, ведь как приятно поговорить с человеком , который умеет культурно разговаривать , правильно ставить знаки ударения в словах. Поэтому пишите длинные , красивые письма, даже по Интернету, экспериментируйте со словом, русский язык ведь такой красивый, а мы за своими заботами этого вечно не замечаем, и не понимаем».

НО…каждый из нас имеет в запасе арсенал таких словечек, у некоторых такие слова становятся отличительным стилем их разговорной речи. Хорошо это или плохо? Взрослые умные люди говорят, что УЖАС. А нам кажется, это возрастное, а значит, пройдет. Главное, чтобы слов этих было в меру. Если один-два, то ничего.

Список литературных источников

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М., 2002.

2. Русский язык. Стилистика. — М.: Просвещение, 1980.

3. Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. — М., 1984

4. www.parazit.ru

5. www.referat.ru

6. http://wikipidia.com

Слова-паразиты в детской речи | Информационный портал ВЕРЖЕ

Очень часто у детей в речи присутствуют слова-паразиты. Они не только режут слух окружающим, но и свидетельствуют о том, что ребенок, употребляющий их, невоспитан и предоставлен сам себе. Бороться с такими словечками нужно жестко и радикально

Слова-паразиты засоряют речь и мешают связно высказывать свои мысли. В обществе считается, что употребление подобных слов — это удел безграмотных людей с небольшим словарным запасом. Чтобы вашего ребенка не дразнили в детском саду или школе, а вы не краснели за него перед старшими, со словами-паразитами следует решительно расправляться.

Если вы услышали, что ваш малыш через слово «нукает», «экает», «чёкает» или «мычит», то тут же попросите его остановиться, собраться и повторить сказанное еще раз. Просите не торопиться, говорить четко и уверенно, без длительных пауз и лишних вставок.

Психологи и лингвисты рекомендуют ребенку как можно больше читать, учить наизусть тексты песен и стихи. Вы должны привить своему чаду любовь к правильной, грамотной речи. Всегда указывайте на его ошибки, просите заменить только что сказанное «блин», «хана», «типа», «короче» другим, литературным словом.

Школьников можно просить пересказать прочитанный текст. Повторять упражнение следует до тех пор, пока рассказ не получится связным и «чистым».

Большинство слов-паразитов дети подхватывают в кругу семьи. Они, как маленькие пылесосы, мгновенно всасывают запретные словечки и начинают их постоянно повторять. Вы на собственно примере должны показывать, как принято общаться во взрослом, воспитанном и образованном обществе. Всегда контролируйте свою речь и никогда не употребляйте нецензурную лексику в присутствии малыша. Если ребенок все же начал бросаться матерными словами, то просто поговорите с ним. Скажите, что выражаться подобным образом некультурно и хорошие девочки/мальчики так не говорят. При необходимости объясните ребенку истинное значение подобного выражения.

Примерно с двух лет начинайте пристально следить за речью своего ребенка. Разговаривайте, учите, объясняйте, и слова-паразиты обойдут его стороной.

Слова-паразиты: как отучить ребенка

Многие считают, что слова-паразиты — это удел людей со слабым словарным запасом, а ведь вы не хотите, чтобы вашего сына или дочь называли недоучкой, дразнили и придумывали прозвища.

Как показывают исследования, не только подростки, но и дети школьного и дошкольного возраста «нукают», «мычат» через слово. Кроме слов-заменителей, именно так и можно назвать привычное детское «ну», существуют еще и слова-паразиты, которым явно ребенок научился у старших братьев, сестер, а то и у вас.

Лишенный жаргонных слов, лексикон взрослого человека выглядит скучным, но это не значит, что в присутствии ребенка вы должны говорить «досвидос», «слыш», «короче», «в общем», «типа» и т. д. У ребенка в результате употребления этих слов наблюдается потеря связной речи и может развиваться хроническое запинание. Если это уже проявляется, значит слова-паразиты настолько вросли в речь, что без них ребенок разговаривать уже не может.

Дети, как пылесосы, подбирают слова-паразиты на улице, в детском саду, школе, дома и т. д. Если до 5-ти лет слова-паразиты повторяются детьми неосознанно, то в предшкольном возрасте ребенок очень хорошо понимает значение этих слов. Школьники «прячут» жаргон и говорят по-модному там, где их не слышат родители, учителя и другие взрослые. Для детей это своеобразное вливание во взрослый мир.

Очень быстро дети перенимают матерные слова, особенно от родителей, которые иногда, не обращая внимания на ребенка, матерятся за столом в компании или в других случаях. Конечно, если вы никогда подобным образом не выражаетесь при ребенке, а в его речи появились эти слова-паразиты, стоит спросить у него, где он услышал подобное слово.

Самый простой способ искоренить слова-паразиты из речи вашего ребенка — это поговорить с ним, объяснить, что так выражаться нельзя, сказать, что те

Как избавить речь детей от слов-паразитов? | Материалы от компаний

Хотите узнать, как привить ребенку любовь к исследованиям родного языка, избавить от слов-паразитов и сделать его речь блестящей, изысканной, эмоциональной, благозвучной и живой? В этом вам в первую очередь поможет «Лексикон», необычная книга для семейного чтения, под обложкой которой вас ждут задорные стихи, полезный словарик и веселые игры.

«Идея «Лексикона» пришла мне в голову, когда у моей дочери Софии вдруг испортилась речь, появились слова-паразиты и лексические клише. Я понял, что нужно срочно найти книгу, которая поможет увлечь дочь и ее друзей красотой языка. И когда не нашел ничего подобного, решил написать книгу сам. Так и появился «Лексикон», — рассказывает автор книги, Никита Замеховский-Мегалокарди. Никита предлагает родителям сделать волшебника Лексикона полноценным другом для ваших детей и делится с читателями:

5 способов как избавиться от слов-паразитов, подаренных волшебником Лексиконом:

1. Поощряйте ребенка

Придумайте систему награждений за день, проведенный без слов-паразитов. Ребенок должен быть замотивирован следить за чистотой речи. Лучше всего, если он будет знать, что за неиспользование «сорняков» он получит какой-то приз.

Как сделать этот процесс игровым? Очень просто. Нарисуйте человечка перед лестницей из семи шагов. На самой высокой ступени нарисуйте коробку с Призом. Объясните ребенку, что за каждый день без словесных сорняков человечек поднимается на ступеньку выше на этой лестнице.

Как только все семь ступеней будут пройдены, ребенок получает обещанный приз, о котором вы с ним договоритесь.

Однако помните, что для формирования привычки нужен минимум 21 день, так что можно нарисовать лесенку из 21 ступеньки или пройти три лестничных проема — три раза по 7 ступенек.

2. Следите за своим языком

Отличная английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Скажите своему ребенку, что вы тоже объявляете войну словам-паразитам и хотите попросить его, чтобы он следил за чистотой вашей речи.

Договоритесь о том, что если с вашего языка срывается «сорняк», ребенок может выписать штраф на небольшую сумму. Назначьте его официальным представителем «Полиции красивой речи» с расширенными полномочиями. Можете даже сделать ему удостоверение.

Пусть выписанные им штрафы будут почти настоящими и копятся в вашем столе. А потом эти «штрафные» баллы вы сможете потратить вместе на что-нибудь полезное — например, купить новые интересные книги.

3. Добавляем игры-«шутилки»

Вот еще один хороший способ обратить внимание чистоту речи. Лексикон очень расстраивается и начинает болеть, когда дети произносят слова-паразиты. Каждый раз, когда вы или ваш ребёнок скажете очередное «супер» или «клёво», начните изображать Лексикона и кашлять. Или договоритесь, что будете «крякать» или «кукарекать».

Во-первых, этот способ позволяет всегда быть начеку и сохранять осознанный контроль за речью. Во-вторых, это очень весело и задорно. Представьте себе такой разговор: «Мама, смотри, какая клёвая машинка», а вы ребенку — «кря-кря». И наоборот: если он поймал вас на слове-паразите, то может кукарекать на весь дом.

4. Карточки с «волшебными» словами

Ещё одна полезная игра — карточки со словами, например: отличный, прекрасный, великолепный, чудесный, потрясающий, замечательный, восхитительный, изумительный, превосходный. Карточки перемешиваются, ребенок вытаскивает одну из них, и родители объясняют ему, что значит то или иное слово. Для вашего удобства вы можете объяснения сразу написать на карточки, например:

«ПРЕКРАСНЫЙ. Это слово таит в себе старинный секрет. Дело в том, что «КРАСНО» в старину означало КРАСиво, и «ПРЕКРАСНЫМ» называют нечто настолько КРАСивое, что оно ПРЕвосходит остальное.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ. Это тоже слово с секретом. Им правильно называть что-то не просто хорошее, приятное, то есть то, что обозначали давным-давно слова «ЛЕПО» или «ЛЕПОТА», но прежде всего то, что производит огромное — «ВЕЛИКОЕ» — впечатление на душу и сердце своей «ЛЕПОТОЙ».

После того, вы разберете очередное слово, попросите ваше чадо составить предложение с этим словом. Самыми забавными, остроумными и веселыми вариантами вы можете поделиться со всеми — написать в любой соц. сети с #SOSЛексикон!

5. SOS-Лексикон
Каждый день придумывайте новое! Каждый день спрашивайте ребенка: «Ты знаешь, как это называется? А что обозначает это слово?» И главное — находите ответы вместе.

Как раз в этом вам поможет служба Лексикона — уважаемые родители, если вы хотите каждый месяц получать письма от автора книги с рекомендациями, историями о словах, интересными заданиями, то вы можете оформить подписку на «SOS-Лексикон» на сайте книги: http://leksikon.zamekhovsky.com.

Исследовательский проект по русскому языку Слова-паразиты.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Катунская СОШ »

Бийского района Алтайского края

Исследовательский проект по русскому языку

Слова-паразиты. hello_html_6408c40d.jpg

Выполнила:

Машарова Ева 5 «б» класс

Научный руководитель:

Дарманчева Марина Фёдоровна

учитель русского языка и

литературы

Верх – Катунское 2019

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…»

И.С. Тургенев

Введение

Великий русский язык — один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли, но, видимо не всем хватает этого богатства. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому, что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм.

Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты. Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем проекте я попыталась ответить на эти вопросы.

Цель проекта: определить причины употребления слов-паразитов, обратить внимание учащихся на частое употребление слов-паразитов

Задачи:

1.Определить, что такое слова-паразиты;

2. Определить с помощью анкет наиболее употребляемые слова-паразиты;

3. Выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

4.Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

5.Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».

Объект исследования – речь учащихся школы

Методы исследования:

  • изучение теоретического материала о словах-паразитах,

  • наблюдения за речью учащихся на уроке и вне уроков

  • проведение анкетирования

Актуальность проекта: Актуальность проекта обоснована тем, что русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал.

Практическая ценность работы в том, что материалы исследования могут быть использованы учащимися и учителями на уроках русского языка при изучении лексического строя языка. Также данные исследовательской работы могут стать основой для дискуссии среди подростков нашей школы по проблеме «Культура нашей речи».

Словами-паразитами мы обычно называем слова, не несущие в данное время и в данном месте смысловой нагрузки – пустые, мусорные. Речь большинства людей практически невозможно представить без слов-паразитов. Слова-паразиты характерны для неформального общения и спонтанной речи, паразиты часто выскакивают, когда «язык работает быстрее головы». Чем больше ускоряет темп речи оратор, тем больше в ней появляется паразитов. Такая же ситуация наблюдается, если «голова работает медленнее языка» – например, во всевозможных интервью. Обычному человеку часто даже в голову не придет при ответе на сложный или «неудобный» вопрос взять паузу, воспользоваться вводным оборотом, другими эффективными техниками оратора. Он одновременно и говорит, и думает, что сказать. В итоге «оперативная память переполняется», и слова-паразиты тут как тут. Позже, говорящий привыкает к такому способу заполнения пауз, приобретая тем самым вредную привычку употреблять сорные слова или фразы. Употребляемые в меру, такие слова придают речи дополненность и необходимую окраску, однако бездумное повторение слов-паразитов лишает их смысла и нагромождает речь лишними элементами. Чрезмерное употребление слов, засоряющих речь, не лучшим образом сказывается на репутации говорящего. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы.

— Для проведения исследования мною была составлена анкета. В анкетировании приняли участие учителя и учащиеся нашей школы.

Опираясь на приведённый опрос, были выявлены наиболее популярные слова паразиты употребляемые учителями и учащимися в нашей школе:

Блин; как бы; вот, вот так вот; типа; короче; так сказать; значит; просто; по-любому; прикинь; смотри; то есть; это самое; ага; ну; ведь; якобы; вот видишь; в некотором роде; в целом; полюбасу; зачет; грубо/мягко говоря и другие.

Кстати, словами — «паразитами» могут стать не только мало внятные «ёкэлэмэнэ-ёпэрэсэтэ», «тыры-пыры», но и вполне симпатичные — «зайчик», «котик». Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».

Таким образом, результаты показали, что практически все опрошенные употребляют   слова — паразиты. Наиболее  употребляемое   слово-паразит  в среде подростков –  слово  «ну». На втором и третьем местах по частоте употребления – «блин» и «ваще». Многие опрошенные учащиеся не смогли назвать каких-то способов борьбы со  словами-паразитами  в речи.

Проведённый мной опрос показал такое множество слов «паразитов», о существовании которых я до начала исследования даже не слышала.

Большинство учеников используют слова-паразиты. Учителя «протестуют» против употребления данного пласта лексики. Учащиеся со словами паразитами не борются вообще.

Учителя применяют следующие способы борьбы со словами-паразитами: 60% следят строго за речью своей и обучающихся; 45% просят учащихся перефразировать слова – паразиты в предложениях, содержащих их, 10% пытаются не употреблять их сами.

Как правило, продолжительность жизни словечка-паразита длится только до того момента, пока на его место не приходит «новенький», более уместный и модный. Например, старый как мир «блин» начинает уступать место словечкам «полюбасу», «поки», «зачет». У каждого из нас, в речи присутствуют слова-паразиты. Порой мы их и заметить-то самостоятельно не способны. Но спросите знакомых, им со стороны виднее. Вы будете удивлены, когда узнаете, что вы, оказывается, часто «нукаете» или употребляете «так сказать»

Слова-паразиты, или слова-сорняки, – это слова, которые не несут смысловой нагрузки: их употребление бессмысленно в данном контексте. Большинство лингвистов считает, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Такие слова встречаются не только в русском, но и в других языках. Список слов паразитов можно продолжать довольно долго. Как правило, речевые паразиты и их значение практически одинаковы во всех языках, как и то, что говорят о человеке такие паразиты в речи. Употребление в речи паразитов становится неотъемлемым элементом жизни некоторых людей по многим причинам. Слова-паразиты могут попадать в речь, когда человек волнуется или находиться в состоянии стресса. В таких случаях, чтобы выиграть время и собраться с мыслями, произносится первое пришедшее на ум слово, которое в дальнейшем может надолго «прилипнуть» к говорящему. На возникновение в речи слов-паразитов может влиять и «мода на слова». Многие слова используются в речи оттого, что все вокруг так говорят.

Самыми распространёнными и часто употребляемыми среди паразитов являются матерные слова, которые мы слышим на каждом шагу. Сквернословие — один из видов слов-паразитов, серьёзная болезнь современного разговорного языка. Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани. На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком. О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.

Вывод

На основании результатов проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи, засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова — паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью. Бороться самостоятельно со словами – паразитами учащиеся даже не пытаются. Меньше других их используют в своей речи учителя. Они же в большей степени и «борются» с ними.

В ходе исследовательской работы я убедилась, что нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Поняв, что именно вызвало склонность к злоупотреблению такими словами, отучиться от слов паразитов и очистить свою речь будет значительно проще. Нужно быть особенно внимательным к тому, как и что, говоришь.

В ходе исследовательской работы, опираясь на проведённый опрос, и изученную литературу я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов, которые оформила в виде памятки, с целью раздать учащимся нашей школы.

Приложение 1

Буклет-памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».

1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто даете время слушателям осознать сказанное вами.

2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом.

3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова «паразиты».

4. Зачитайте доклад своему другу,

5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.

7. Обретайте спокойствие. Слова-паразиты – результат волнения.

8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли.

9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.

10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов»

Приложение 2

Анкета для учащихся

1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?

———————————————————————————————————

2. Какие Вы знаете слова-паразиты?———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?———————————

5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?—————————————————————

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Слова-«паразиты» в речи школьников

Исследовательская работа по теме: «Слова-«паразиты» в речи школьников» подготовлена учеником 8 класса Рудаковым Никитой.

В последнее время я заметил, что русский язык засоряется бессмысленными, некрасивыми словами по тому, что они раздражают слушателя и звучат в искажённой форме по сравнению с литературным языком. Я заинтересовался, какие речевые проблемы бывают. С одной из них я познакомился на уроке русского языка. Я задумался, как от них избавиться и  стал работать над данной темой.

Актуальность темы: «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Объект исследования: речь учащихся лицея № 21.

Предмет исследования: речевые слова-паразиты.

Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора. Узнать, насколько с возрастом изменяется (увеличивается или уменьшается) количество слов — «паразитов».

Задачи исследования:                                           

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов.
  3. Составить словарь слов-паразитов.
  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение материалов из разных источников, прослушивание разговоров.

Гипотеза: слова-паразиты – это то, что засоряет нашу речь. Возможно, если носители русского языка будут знать слова-паразиты и бороться с ними, то от них можно избавиться. Я предполагаю, что с возрастом количество слов- «паразитов» уменьшается, так как человек строже относится к своей речи.

Глава 1. Определение термина, происхождение слов-«паразитов»

   Слова-паразиты (см. приложение 1) – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» — люди суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают:

  • Частицы (указательная «вот», «ну», утвердительная «так», вопросительная «да», эмоционально-экспрессивные «просто» и «прямо» и сравнительная «как бы»).
  • Вводные слова («вообще», «в общем-то», «в принципе», «короче», «понимаешь», «слушай», «собственно говоря», «стало быть», «так сказать»).
  • Местоимения (указательное местоимение «это», сочетание указательного и определительного местоимений «это самое», сочетание вопросительного местоимения «что» и частицы «ли», сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения «как его», местоименное наречие «там»).

Не менее важно, что слова-«паразиты» появились не сами, а их такими сделали носители русского языка. Вот значения некоторых из них:

  • Блин – тонкая лепёшка из жидкого теста, испечённая на сковороде.
  • В натуре – то, что существует в действительности.
  • В принципе – то, что заложено в основном, исходном положении какой-либо теории, учения, науки.
  • Как бы – частица со значением условно-предположительного сравнения.
  • На самом деле – в действительности.
  • Типа — производное от тип — образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений.

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы выиграть время, например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается протянуть время. Пока человек произносит «видите ли», «понимаете, какое дело», «ну, как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразиты, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова- «сорняки» говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми «словами-сорняками» являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов- «паразитов» свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Итак, причины употребления слов-паразитов  можно разделить на четыре группы:

  • Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово).
  • Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями (тактическая роль).
  • Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь.
  • Мода на некоторые слова.

Глава 2. Как слова-паразиты характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Оно может даже рассказать о том, в какой эпохе человек застрял.

Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-«паразит» «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни — этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь  людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они очень уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей, не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

Слова-«паразиты» 1990-ых годов:

  • Понимаешь – Вызывает сопереживание к собеседнику.
  • В натуре – помогает человеку заработать славу человека серьёзного, но способного чувствовать.

Слова-«паразиты» 2000-ых годов:

  • Типа – помогает относиться к произнесённому несерьёзно, понарошку.
  • Как бы – (см. выше).
  • Пожалуй — сглаживает острые углы, помогает избежать безапелляционных явлений. Говорящий активно наслаждается самым популярным журналом о культуре «Афиша».

Слова- «паразиты» 2010-ых годов

  • Бла-бла-бла – разбавляет речь, создаёт иллюзию богатого словарного запаса и молодость души.
  • Жесть, шок, инфа 100% — делает говорящего ближе к молодёжи.

Глава 3. Частота употребления слов-паразитов школьниками.

Анкетирование было проведено в 3-х классах: 5 А, 7Г и 7 Д. В общей сложности в анкетировании приняло участие 70 человек среднего звена нашего лицея.

Участникам было предложено 5 вопросов:

  1. Знаете ли вы, что такое «слова-паразиты»?
  2. Приведите примеры слов-паразитов, известных вам.
  3. Укажите, откуда вы узнали о словах паразитах?
  4. Употребляете ли вы слова-паразиты в своей речи? Какие?
  5. Надо ли избавляться от слов-паразитов в своей речи? Предложите несколько способов.

Ответы  были даны следующие:

Первый вопрос

5 «А» класс

  1. Слова, засоряющие речь – 38%.
  2. Слова, часто употребляемые – 32%.
  3. Слова, которые мешают человеку правильно общаться –26%.
  4. Слова, которые мы говорим, не задумываясь – 4%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Слова, которые мешают человеку правильно общаться – 50%.
  2. Слова, часто употребляемые – 23%.
  3. Слова, засоряющие речь – 15%.
  4. Слова, которые мы употребляем, не задумываясь – 12%.

Второй вопрос

5 «А» класс

  1. «Блин» — 50%.
  2. «Как бы» – 13%.
  3. «Ну» — 37%.

7 «Г», «Д» класс

  1. «Э-э-э» — 29%.
  2. «Блин» — 18%.
  3. «Как бы» — 18%.
  4. «Как-то так» — 15%.
  5. «Типа» – 10%.
  6. «Ну» — 10%.

Третий вопрос

5 «А» класс

  1. Из уроков русского языка – 78%.
  2. Из бытового общения – 10%.
  3. Из Интернета – 12%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Из уроков русского языка – 40%.
  2. Из бытового общения – 40%.
  3. Из Интернета – 10%.
  4. Из СМИ – 10%.

Четвёртый вопрос

5 «А» класс

  1. Да, чаще всего «короче», «ё-моё» — 60%.
  2. Да, «типа», «ну» — 36%.
  3. Редко – 3%.
  4. Не употребляю – 1%

7 «Г», «Д» класс

  1. Да, чаще всего «короче», «ё-моё» — 40%.
  2. Да, «типа», «ну» — 36%.
  3. Стараюсь употреблять как можно реже – 14%.
  4. Редко – 10%.

Пятый вопрос

5 «А» класс

  1. Да, они мне мешают в общении – 50%.
  2. Да, наверное – 30%.
  3. Не обязательно – 20%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Да, они мне мешают в общении – 50%.
  2. Да, исправлять речь с помощью диктофона – 15%.
  3. Не обязательно – 15%.
  4. Да, следить за примером грамотной речи на улице, в СМИ – 12%.

Итак, результаты анкетирования следующие: чем старше человек становится, тем больше и чаще он употребляет слова- «паразиты». Возможно, это происходит из-за того, что учащийся меньше читает литературу, соответственно, словарный запас становится более скудным и ученик использует слова- «паразиты» в качестве заменителей пауз.

Глава 4. Способы избавления от слов-паразитов.

Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова- «паразиты».

  1. Читай хорошую литературу;
  2. Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;
  3. Наказывай себя штрафом;
  4. Практикуй выступления перед аудиторией;
  5. Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
  6. Как только вы захотите сказать «э-э-э-м-м», сделайте вдох, пауза лучше, чем слова- «паразиты».
  7. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
  8. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

Глава 5. Представление составленного словаря.

В течение нескольких месяцев я собирал слова-паразиты, употребляемые учениками в школе. Проанализировав их, я записал их в словарь. В словаре статья построена так: слово-паразит и как оно может охарактеризовать говорящего.

Например:   

    Блин – ругат. У говорящего что-либо не получается и/или он расстроен чем-либо. Блин, у нас сегодня контрольная работа, а я к ней не готов.

    Как бы – молодёжн. говорящий не уверен в своих словах, делает что-либо по складывающейся обстановке.

 – Давай сегодня встретимся в семь часов вечера.

 – Как бы не получится, возможно, я буду занят.

молодёжн. – в основном употребляется молодёжью.

ругат. – ругательное слово. 

см. – смотреть.

Как бы… – примеры употребления.

Слова-«паразиты» засоряют нашу речь. Они не несут смысловой нагрузки и мешают чётко донести смысл до говорящего.  Слова-паразиты делятся на три группы по частям речи: частицы, местоимения и вводные слова. Основными причинами употребления слов-«паразитов» являются недостаточный словарный запас и желание выиграть время для размышления. Есть теория, что «слова-сорняки» могут характеризовать человека. Самыми распространёнными словами-паразитами среди школьников являются слова «ну», «как бы», «блин», «э-э-э». Вторая часть моей гипотезы не подтвердилась: с возрастом школьник употребляет больше слов- «паразитов», возможно, из-за недостаточного словарного запаса и уменьшении времени чтения  литературы. Чтобы избавится от этих слов, надо практиковаться в чтении докладов и усилить контроль за своей и чужой речью.

[1]

И. Левонтина, «Русский со словарём».

[2]

Дараган Ю.В., «Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи,» Москва, 1996, p. 142.

[3]

Ильяш М. И., «Основы культуры речи. Киев,» Одесса, 1984, p. 254.

[4]

Левонтина И. Б., «О словах-паразитах,» РЯШ, № 15, p. 68, 2004.

[5]

Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка, Москва, 2004.

[6]

Фоменко Ю. В., «Типы речевых ошибок: учебное пособие,» Новосибирск, 1994, p. 189.

[7]

Специалисты-лингвисты, «Philology.ru: Русский филологический портал,» 20 Апрель 2001. [В Интернете]. Available: http://www.philology.ru/. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[8]

Википедия, «Слова-паразиты,» Wikimedia Foundation, Inc., 20 Январь 2016. [В Интернете]. Available: https://ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[9]

«Планет школ,» 2006-2016. [В Интернете]. Available: http://www.planetashkol.ru/articles/22711/. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[10]

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов, Москва: Айрис-Пресс, 2002.

Приложение №1. Примеры слов-паразитов

И так далее, прямо, блин,  как бы, скажем, буквально, как говорится, собственно говоря, ведь, как его, видишь / видите (ли), как сказать, так, в натуре, короче, так вот, в некотором роде,  можешь/ете вообразить, так сказать, в общем (-то), можешь/ете представить, там, вообще (-то), на самом деле,  типа,  вот,  на фиг, типа того,  в принципе,  того,  в самом деле, все такое,  ну, то есть,  в целом, ну вот, дело в том, что…, правда,  это, ёшкин кот, понимаешь, эт самое / это самое, знаешь / знаете (ли), послушай, я имею в виду, значит, прикинь,  (я) скажу, итак, просто, грубо говоря.

Приложение №2. Анкета.

  • Что такое слова- «паразиты»?
  • Какие слова- «паразиты» Вы знаете?
  • Откуда Вы узнали об их существовании?
  • Употребляете ли Вы их в речи? Если да, то назовите их.
  • Как Вы считаете, с этим явлением нужно бороться?

Консультация по развитию речи: Сорняки и паразиты в детской речи

«СОРНЯКИ» И «ПАРАЗИТЫ»
В ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Консультация для воспитателей

учителя-логопеда

Куделиной Ю.Ю.

-Смотри, какой трактор прикольный! Круто он тарахтит, офигеть, да? – восторженный взгляд пятилетнего малыша прикован к старенькому агрегату.

— Это что еще за слова? Где только нахватался!

Ребенок осекается и смотрит на маму в полном недоумении:

— Ну-у-у… Все так говорят… и Мишка, и Колька, и даже Ольга Сергеевна (воспитатель в детском саду). Сегодня он крикнула Баранову, когда он залез на подоконник: «Офигел совсем!»

— Прямо так и крикнула?

— Ага! И еще папа вчера сказал: «Смотри, какого я тебе рейнджера прикольного купил!».

— Прикольного кого?..

П

риведенный диалог наглядно демонстрирует, что в последнее время не только в молодежной среде, в общении подростков, но и в речи дошкольников используются элементы, которые известный французский литературовед Г.Лансон  весьма удачно определил следующим образом: «У множества людей имеется целый словарь, освобождающий их от мысли: он состоит из слов, мало что выражающих, а потому приложимых к чему угодно».

Одним из важнейших коммуникативных качеств речи является ее чистота. Чистой мы называем такую речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмы, варваризмы, слова-«паразиты») и нет элементов, отвергаемых нормами нравственности (бранные слова, вульгаризмы). Какие же элементы засоряют речь современных дошкольников?

Среди самых популярных и наиболее ранних сорняков, расцветающих на просторах детской речи – это так называемые «навязчивые» слова, или слова-«паразиты»: «ну», «это», «короче», «вот», «типа» и т.д. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но не менее пустые, ничего не выражающие «на самом деле», «так сказать», «фактически» и т.д. Основными причинами использования слов-«паразитов» являются недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает детей к интуитивному поиску спасительной соломинки в не несущих смысла, но «все-таки» словах.

Очевидно, что предупреждению использования дошкольниками «паразитарной» лексики способствует целенаправленная и систематическая работа по развитию связной речи и обогащению словаря. Наиболее известные пути: почаще стимулировать малыша к пересказам увиденного, услышанного, просить что-либо объяснить, уточнить, перефразировать «своими словами», предлагать поиграть в «писателя», «актера» (составить рассказ, придумать историю на тему, озвучить роль персонажа).                          

В ряду элементом, засоряющих речь современных детей, начиная уже со среднего дошкольного возраста, постепенно закрепляются нелитературные варианты языка, выделяемые по социальным признакам: жаргон и сленг.

Жаргон – нелитературные слова и выражения, которые используются в непринужденном общении в группах людей, объединенных  профессией, общими интересами, увлечениями (музыканты, врачи, студенты и т.д.). Если жаргонный выражения в речи дошкольника  можно услышать не часто, то сленговые словечки так и «налипают» на их язычок. Чаще всего о сленге говорят как о нелитературном варианте языка, используемом в речи людей, объединенных преимущественно по возрастному признаку (молодежная субкультура). Именно этот термин можно наиболее точно применить для определения таких  «приглянувшихся» современному поколению детей словечек, как «тусоваться», «прикольный», «фишка» и т.д. Рассматривая причины внедрения сленговых элементов в речь дошкольников, необходимо, прежде всего, говорить о подражании взрослым и более старшим детям.

Нередко в беседах с родителями, а иногда даже с педагогами, воспитателями приходится сталкиваться с расхожим, но неточным определением: «Он у нас совсем распустился! Появился какой-то жуткий жаргон: начал говорить разные плохие слова, порой и матом ругается…». Между тем следует отличать жаргон и сленг от сквернословия – использования ругательств и вульгарно-просторечных слов и выражений. Употребление в речи бранных слов «по-научному» именуется инвективой. При этом инвективно окрашенным оказывается достаточно широкий спектр «ненормативной» лексики: от относительно приемлемых «дурак», «идиот», «дрянь» до т.н. обсценных слов, которые определяются как непристойные, запрещенные в «приличном обществе». В бытовом общении мы называем такие слова «мат», «нецензурщина». Помимо этого, в повседневной речи достаточно активно используются вульгаризмы – отмеченные резкостью, грубостью просторечные слова и выражения, заменяющие литературные варианты («рожа», «башка», «припереться», «жрать). Известно, что бранные, фамильярные высказывания, особенно в детской речи, не обязательно имеют целью оскорбление и унижение адресата. Возможными намерениями дошкольника, употребляющего в своей речи ругательства и вульгаризма, могут быть следующие:

♦ демонстрация маленьким человеком своей псевдовзрослости;
♦ активное самоутверждение ребенка как самостоятельной языковой личности;

♦ выражение отрицательных эмоций;

♦ «запрещенный», но весьма эффективный прием привлечения внимания взрослых («не важно как — лишь бы заметили»).

Наконец, инвективы и вульгаризмы в речи дошкольников часто выступают примитивным подражанием некультурной манере общения взрослых. Очень часто мы, взрослые, требуем от ребенка вежливости и чистоты речи, не замечая грубости и бестактности собственного речевого поведения. Таким образом, вульгарное и инвективное словоупотребление создает грубо-неприемлемую тональность речи, может провоцировать ответные бестактность, непонимание и взаимное отчуждение.

Новые реалии современной российской жизни (появление новых профессий, политические и экономические преобразования, расширение культурных связей)  вызывают к жизни, стимулируя заимствование из других языков, прежде всего из английского. Соотечественники активно пополняют ряды менеджеров, промоутеров, риэлторов, копирайтеров. Полчища «нинзя», «тамагоччи», «рейнджеров» и прочих «покемонов» становятся игрушками наших детей. Универсамы превращаются в «супермаркеты», в которых довольный российский «пипл» предается увлекательному занятию под названием «шоппинг», приобретая «шузы» и «парфюмы» модных «лейблов». Так наш язык все больше и больше подвергается экспансии иностранных слов.

Иноязычные слова и выражения, которые вводятся в речь, никак не обогащая ее, поскольку просто дублируют уже существующие слова, называются варваризмами. Конечно, пока не приходится серьезно говорить о «повальном увлечении» дошкольников варваризмами, однако можно заметить, что в последнее время в детскую речь наряду со сленговыми элементами все активнее стали проникать «вау», «хай», «бай» и тому подобные «не наши» слова.

 Так что же делать отучать или не замечать? Можно ли эффективно противостоять засоряющим язык элементам? По силам ли воспитателям, родителям оградить ребенка от употребления ругательств, очистить его лексикон от слов-«паразитов», предупредить использование жаргона, сленга? Назовем основные способы и приемы коррекционно-профилактической работы над чистотой детской речи.

● самоконтроль и самовоспитание взрослых. Профилактику детских словесных «сорняков» необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, индивидуальных речевых привычек, так как речь взрослого выступает моделью, эталоном для подражания ребенка.

● воспитание личным примером. Наиболее ненавязчивый, но достаточно действенный способ формирования у ребенка необходимых коммуникативных качеств – это демонстрация взрослым желаемых образцовых форм в собственной речи.

● Живое общение с ребенком. Далеко не все родители осознают, что подмена неформального, заинтересованного общения с ребенком просмотром телевизора или «беседа» с компьютером неизбежно ведет к разобщенности, отчуждению в семье, речь ребенка начинает паразитировать вследствие элементарного дефицита общения со старшими.

● Окультуренное воспроизведение. «Окультуренное воспроизведение» предполагает перефразирование высказывание в более корректной форме, своеобразные «подсказки» ребенку правильных речевых конструкций.

● Ссылка на авторитеты. (сверстников, других взрослых, героев художественных произведений, пословиц, поговорок)

Пытаться предупредить и тем более изменить нежелательное речевое поведение дошкольника можно только последовательно (усложняя требования  речи  о мере естественного взросления и усвоения коммуникативных норм) и постепенно (от акцентирования внимания на неуместном в данной ситуации высказывании до подробного разъяснения оттенков значения отдельных слов, нюансов различных правил общения).

 

 

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Следующая запись

Мода 60 годов фото платья – Ой!

Пн Сен 7 , 2020
Содержание фасоны и модели, пышные, трапеции и свадебные (65 фото)Особенности стиляКому подходят?Цвета и принтыТрапецияПышные (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); СтилягиВечерниеСвадебныеС чем носить?АксессуарыОбувьПлатья в стиле 60-х | Кому подходят и с чем носитьКому подходит платье в стиле 60-хС чем носить платье в стиле 60-хЧем знаменательна мода 60-х, фотоСовременный взгляд на платья […]