Картина регина: Даная (картина Рембрандта) — Википедия – Эгина — Даная — картина Рембрандта — VilingStore

Даная (картина Рембрандта) — Википедия

«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная, как считается, по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Пострадала от действий вандала в 1985 году.

Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная причёска, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.

  • Даная. Фрагмент: лицо женщины

  • Даная. Фрагмент:

    кольцо на безымянном пальце левой руки

  • Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету

  • Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати — золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание

Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.

В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.

Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.

Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.

Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, жена Потифара или Вирсавия. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная

[1].

Портрет Саскии кисти Рембрандта

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгенографии удалось найти ответ на эту загадку[2]. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́[fr]*. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.)русск.» Тициана[3][4].

Вандализм[править | править код]

В субботу, 15 июня 1985 года, в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была влита серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды полоснуть картину.

16 июня 1985 года искусствоведы, реставраторы и художники музея, а также приехавшие сотрудники художественных факультетов МГУ им. Ломоносова провели совещание с работниками музея и заявили вердикт — полотно после покушения испорчено на 30%. Восстановлению подлежит без промедления. Сотрудники Эрмитажа опасались, что полотно после покушения иссохнет до основания и будет разъедена компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты. Работники сняли полотно со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло 12 лет.

После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак протеста против ввода советского контингента в Литву в 1940 году.

Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным[5] (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза[6].

Реставрация[править | править код]

Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста

[7].

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда[8]. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алёшина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.

Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Константинова «Вор» («Журналист-2»), по мотивам которой снята первая часть телесериала «Бандитский Петербург» — «Барон». Упоминается, что картина была облита серной кислотой, и процесс её реставрации. Также вокруг «Данаи» построен сюжет книги Владимира Соловьёва «Похищение Данаи». История картины описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.

  • Даниэль С. М. Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. — СПб.: Арка, 2007 (Серия: Тысяча и один шедевр из коллекции Государственного Эрмитажа). — 24 с. — ISBN 978-5-91208-002-9
  • Даная: судьба шедевра Рембрандта. Государственный Эрмитаж, сборник статей, общ. науч. ред. М. Б. Пиотровского. Санкт-Петербург: АО «Славия», 1997. — 160 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957—156 с.
  • Williams J. Rembrandts’ women. Publication on the occasion of the Exhibition. Edinburgh — London: National gallery of Scotland, 2001. — 272 с.

Эгина — Даная — картина Рембрандта — VilingStore

Одна из самых известных картин Рембранта — Эгина.

«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.

История Данаи

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.

Классический сюжет картины

— явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.

Содержание

1 Описание
2 Трактовка сюжета
3 История создания
4 Даная в России
4.1 Вандализм
4.2 Реставрация
5 Отражение в культуре
6 Примечания
7 Ссылки

Описание

Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.

Даная. Фрагмент

: над изголовьем кровати — золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание
Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.

В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.

Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.

Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.

Трактовка сюжета

Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, жена Потифара или Вирсавия. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.

История создания

Портрет Саскии кисти Рембрандта
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Даная в России

После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ (фр. Pierre Crozat). После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.)русск.» Тициана.

Вандализм

В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза.

Реставрация

Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста.

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.

Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.

Отражение в культуре

Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Дмитриевича Константинова (Баконина) «Вор» («Журналист-2»), по мотивам которой снят сериал Бандитский Петербург. Фильм первый — «Барон». Упоминается также то, что картина была облита серной кислотой и процесс её реставрации. Также вокруг «Даная» построен сюжет книги Владимира Соловьёва «Похищение Данаи». История картины ярко описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.

Continue Reading

Картина Рембранта — Эгина (Данная) — интересные факты. — VilingStore

Даная – картину написал Рембрандт Харменс Ван Рейн. Знаменита на весь мир. Висит в Эрмитаже у нас. И висела…

Корней Чуковский
14 мая 1923
…пошли втроем в Эрмитаж. Долго ходили по залам скульптуры, потом смотрели немцев, голландцев, англичан — и перед «Данаей» Рембрандта я умер от упоения. Мне слышалась музыка, как будто я вижу первую в жизни картину. Другие картины хороши или плохи, а эта — абсолютна, на веки веков. И еще поразила меня маленькая (сравнительно) картина Тициана — женский портрет в круглой зале — и больше ничего. Остальное — литература. Эрмитаж полон. Интерес к искусству сильно вырос в массах. Но бедные зрители. Ходят неприкаянные, скучая, не зная куда смотреть, а руководители экскурсий мелют вздор — и так громко, что мешают смотреть.

Откинуты постели покрывала торопливо,
как мастер показал на полотне умело!
Возможно, что лицом она не так красива,
но как написано прекрасно кистью тело!

Дидро нашёл, для Эрмитажа подбирал картины.
Наверно, сердце Франции кровоточит от ран!
Купила полотно тогда сама Екатерина…

Скажу страшное сейчас. Когда восстановили Данаю, она стала другой…

Те, кто был в Сикстинской капелле до реставрации и после, говорят – а Микеланджело теперь там и не гостит, голливудские мультики тамова.

Эрмитаж обошёлся с Данаей нежнее. Но «умереть от упоения» вам ныне не удастся. Мне так кажется. Пропала аура картины, прибалт, литовец, не зря был тупым орудием в руках помощников Сатаны и растворил картину кислотой.

Рембрандт был в расцвете сил, был женат и счастлив, когда писал картину. Известно, что лицо Данаи Рембрандт писал со своей первой жены. Но после её смерти, женившись вторично, он переписал голову, используя в качестве модели свою вторую супругу… Не женился он вторично, но вот мне интересно — а формы у второй дамы были такими же?

Также до нас дошли свидетельства современников художника, которые писали, что картина представляла из себя истинное чудо – из-за отодвинутого полога струилось сияние, которого невозможно достичь при помощи обычных красок. Но время и плохие условия хранения картины, разрушение её кислотой в Эрмитаже сделали своё дело. От этого сияния остался слабый след.

Написанную Данаю художник послал… и тут начинается ряд загадок!

В интернете полно таких строк:
Хотелось остановиться на одном интересном факте. В 1636 году Рембрандт закончил картину, известную нам как “Даная”. Через три года он решил послать её в дар Константину Хигенсу. И тут начинается самое интересное. Хигенс отказался от подарка под тем предлогом, что картина слишком велика! Несмотря на отказ, Рембрандт всё же послал картину, но получил её назад. Она не понравилась Константину Хигенсу! Не понравилась до такой степени, что подарок был возвращён, а это было оскорблением для художника. Хигенс увидел на картине странную женщину, со странными формами тела.
Их перепечатывают из поста в пост. Но я не знаю, кто такой Константин Хигенс, попробовал найти… Молчит гуголь с википедией! Значит миф.

Все знают, что Рембрандт переписал картину с лицом второй жены. Даже не буду останавливаться, что Гертье Диркс просто была… ну его интимным партнёром, не жена, домработница, покусившиеся на драгоценности первой жены. Которую художник запихнул в тюрьму на 12 лет. Золотой дождь был, но исчез во втором варианте. Это увидели на рентгене. Но ангел/Купидон! Где-то сказано, что он был весёлым, а потом стал плачущим со связанными руками. Вот Википедия пишет — ржал ангелочек, а в подробной статье о картине написано, что и в первом варианте он плакал со связанными руками, ведь любовь уходит… Много споров куда её рука стала показывать, чего старуха там стала высмотривать — это сама смерть? Много кривотолков. Но пост я начал писать из-за слов Корнея — и перед «Данаей» Рембрандта я умер от упоения.

Я не умирал, но всегда спорил с друзьями и подругами — Даная страшно притягательна сексуально! Тётки на меня нападали в стиле: 90-60-90 должно быть! А мужикам я говорил: смотрите, она ждёт любимого, это долгожданная встреча! Представьте — ехали весь день, скакали, вы слезаете с коня, срываете пыльный плащ, снимаете камзол и… тебя ждёт ТАКОЕ!

Что не так сейчас с живописью, если, когда смотришь на, так называемое современное ню, и видишь, лишь пошлый соблазн и похоть?

В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. И мы счастливы видеть её в Эрмитаже. Но…
В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Около трети полотна пропало. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства.

В Большой советской энциклопедии вот такое фото помещено

А вот картина снята в 1963 году частным лицом

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Зарубежные реставраторы вынесли приговор — КАРТИНА УМЕРЛА!!! Это прозвучало, как раскат грома. Никто не мог в это поверить. Как? Не может быть? Надо попытаться, рискнуть, а вдруг? Но приговор был окончательным. И только российские реставраторы пошли на огромнейший риск — начали процесс восстановления картины.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.

Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как юронированное стекло.

Но не смотря на все усилия реставраторов, многое в картине было утрачено. Остались только мало заметные следы. И все же, картина умирает. Повреждение волокон холста было фатальным. С каждым днем холст медленно разрушается, и наступит время, когда картина НАВСЕГДА покинет этот мир.

Она останется лишь воспоминанием в памяти тех людей, которые имели возможность видеть ее еще при «жизни».

photo hermi102_zps69385692.jpg

Это прошлогодняя фотка…

Пару загадок картины я помянул. Не картины, а ребусы! Живопись не должна быть литературой! Взглянул, к примеру, на картину Кандинского, и улучшилось настроение. И неважно, что там изображено. Это и есть живопись! Реалистическая или авангардная – не имеет значения. Живопись и умничание несовместимы. Между ними такая же разница, как между желудком и сердцем.

Поглядел на полянку Шишкина, на тропинку Поленова, на церковку с деревцем Саврасова, на лунную дорожку Куинджи и словно зарядился природной энергией. Но западные люди, воспитанные средневековой живописью, «шедеврами» распиаренных художников, русской живописи не чувствуют. Им в ней нечего понимать. Не о чем умничать. Им не вставляет ни тропинка, ни полянка, ни птичка на веточке… Они очень удивляются, почему мы любим Саврасова. Поленова, Сурикова, Куинджи и многих других…

Вот и я любуюсь Данаей, но Шишкина корабельные сосны или мишки мне много ближе! Не хочу гадать — зачем ангелу руки связали и он плачет. Я хочу падать в картину Шишкина, замереть от восторга перед картиной Маковского… Даже не хочу думать о картине, которую написал Василий Дмитриевич Поленов, «Христос и грешница». Она висит в Русском музее, большой пост с фотографией я написал ранее, читайте. Там столько смыслов, но есть простое — ты влюбляешься в картину.

Continue Reading

Даная Рембрандта

Димон "Даная" Рембрандта Автор:
17 сентября 2019 14:27

Все знают эту картину Рембрандта. И видели не один раз. И миф, который ею рассказывается, известен. Но посмотрим на картину внимательнее.

"Даная" Рембрандта Она скрывает в себе много секретов, которые на первый взгляд не так уж очевидны. "Даная" Рембрандта Начнем с сюжета, изображенного на картине. Сейчас никто не сомневается, что на картине изображена Даная, дочь Акрисия, царя Аргосского, который, узнав, что будет убит внуком, запрятал единственную дочь в высокую башню, чтобы она этого самого внука не родила.
Но всемогущий Зевс, увидев девушку, воспылал к ней страстью. Явился к ней в виде золотого дождя и соединился с ней в любви. Даная, естественно, забеременела. Потом родила Персея, который, согласно пророчеству, и убил деда Акрисия.

Все понятно. Картина называется «Даная». А значит, и рассказывает об этом мифе.

"Даная" Рембрандта

Источник:

Но название появилось значительно позже. Как известно, Рембрандт ван Рейн не давал названия своим картинам. Поэтому искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Ведь на ней отсутствует главный атрибут мифа — золотой дождь. Были предположения, что на картине могла быть изображена и Агарь, и Лия, и Рахиль, и Далила, и жена Потифара, и Вирсавия. Да и вообще, просто женщина, не связанная ни с каким мифом.

Название » Даная» присвоено картине благодаря исследованиям Эрвина Панофского, историка и теоретика искусства первой половины 20 века. Именно он предположил, что Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.

На связь картины с темой Зевса указывают и ножки кровати, украшенные головой орла.

"Даная" Рембрандта

Источник:

Орел считался спутником и символом Зевса, часто этот бог
сам перевоплощался в него.

Итак, это огромное полотно, размером 185 × 203 см, Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх — любимой жены и любимой модели, которую он изобразил на многих своих картинах.

Не стала исключением и эта картина. Именно любимая Саския выступила в роли модели для Данаи.

"Даная" Рембрандта

Источник:

Если присмотреться, то на руке даже видно обручальное кольцо, что совсем не соответствует мифу. "Даная" Рембрандта

Источник:

Да и при современных исследованиях картины рентгеном было обнаружено, что первоначально на шее Данаи было изображено жемчужное ожерелье, которое Саския любила. Но в последствии оно было закрашено.

Но… Оказывается, изображенная на картине женщина, лицом мало похожа на его жену Саскию.
Например, на других картинах Рембрандта видно, что у Саскии маленький и курносый нос. У Данаи – прямой и крупный.

Тот же рентген указал, что первоначальные черты лица Данаи были изменены позже Рембрандтом.

В 1642 году его любимая Саския умерла. И в его жизнь вошла другая женщина — Гертье Диркс. Её изображение и было наложено художником на первоначальное.

Так что Даная на картине соединяет черты двух женщин — Саскии и Гертье.

Но, как бы там не было, Даная прекрасна! Хотя и не похожа на тех, что изображали другие художники. У Рембрандта получилась не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя.

"Даная" Рембрандта Живот, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой, толстые ноги… Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства.
Но как заметил немецкий искусствовед Карл Нейман : «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта». "Даная" Рембрандта На картине имеется изображение еще одного персонажа, выглядывающего из-за занавеса.

По мифу предполагается, что это служанка, которая была приставлена для охраны Данаи, и которую казнили за то, что не уследила за девственностью девушки.

Но слишком мужеподобное лицо у служанки, не так ли? Да и ключи в руках. Если обратится к теории символов, то ключи — мужской символ, открывающие замок (символ женский).

И еще знаменитый темный бархатный берет на голове (он встречается на других картинах художника). Есть предположение, что в образе старухи-служанки живописец изобразил самого себя.

"Даная" Рембрандта Еще одна загадка картины Рембрандта — почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте?

Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. И Даная держала руку ладонью вверх, словно приветствуя своего возлюбленного.

И самое интересное — на картине присутствовал Золотой Дождь, который на исправленном варианте художник заменил золотым свечением.

"Даная" Рембрандта Таким образом живописец изменил смысл картины. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню Данаи: стихия прошла, осталось сияние.

Это подтверждает и изображение плачущего Ангела

Он как бы подчеркивает скоротечность любви Зевса, который больше не
вернется к женщине.

Известно, что «Данаю» Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома. Он и оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества.

На время следы картины теряются. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза.

А в 1772 году была приобретена Екатериной Великой для Эрмитажа у наследников скончавшегося Кроза.

Долгие годы украшала знаменитая картина стены Эрмитажа, пока 15 июня 1985 года не случилось несчастье. В этот день житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину.

Казалось, что бесценное полотно Рембрандта потеряно навсегда. Но благодаря мастерству реставраторов (реставрация длилась более 12 лет) картину удалось не только спасти, но и разгадать многие загадки.

Источник:

Ссылки по теме:

Картина Рембрандта «Даная»: 30 лет после нападения вандала — Культура

ТАСС-ДОСЬЕ. Картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Даная» написана в 1636 г. по мотивам древнегреческого мифа о явлении Зевса в виде золотого дождя дочери аргосского царя Данае, заключенной отцом в подземелье. Рембрандт изобразил лежащую на постели молодую обнаженную женщину, фигура которой окутана потоком золотистого света, льющегося сквозь отдернутый полог. Размеры полотна — 185×202,5 см.

Картина была написана Рембрандтом не для продажи. Предполагается, что первоначально натурщицей была жена живописца Саския ван Эйленбюрх (скончалась в 1642 г.). После ее смерти Рембрандт в 1646-1647 гг. переработал полотно. Рентгеноскопия, сделанная в XX веке, показала изменения лица героини. По мнению ряда искусствоведов, живописец придал Данае черты своей гражданской жены Гертье Диркс. Установлено также, что в первоначальном варианте полотна был изображен льющийся сверху золотой дождь, который в окончательном варианте художник заменил на золотистый свет. Изменения коснулись и положения рук Данаи, направления ее взгляда. В изголовье кровати Рембрандт изобразил страдающего ангела со скованными руками.

В 1656 г. после банкротства художника его имущество было конфисковано, в том числе и «Даная». След картины потерялся на многие годы, лишь в XVIII в. она была обнаружена у французского коллекционера барона Пьера Кроза. В 1772 г. российская императрица Екатерина II купила полотно для Эрмитажа у наследников Кроза, скончавшегося в 1770 г.

15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, объяснивший свой поступок политическими мотивами. Решением Дзержинского суда Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) 26 августа 1985 г. Майгис был признан невменяемым и отправлен на лечение в одну из городских психиатрических больниц. Через шесть лет он был переведен в больницу в Литве, но вскоре был выпущен оттуда.

Спасение шедевра Рембрандта началось сразу же после инцидента. В течение полутора часов полотно промывали холодной водой для нейтрализации действия кислоты. Когда химическая реакция была остановлена, стало ясно, что 30% авторского письма утрачено навсегда. Пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху полотна темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали исчезли практически полностью.

Специально созданная государственная комиссия приняла решение восстанавливать «Данаю». К работе привлекли реставраторов Евгения Герасимова, Александра Рахмана, Геннадия Широкова. Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь госкомиссии по восстановлению «Данаи», специалист по научно-методической части Татьяна Алешина.

К концу 1985 г. была завершена консервация полотна: укреплен красочный слой и грунт, подведен новый дублировочный холст, восстановлен покровный лак и др. Затем были удалены натеки, на поврежденные места наложен новый слой реставрационного грунта. При тонировании холста использовалась техника масляной живописи, аналогичная авторскому стилю. При этом тонирование отделялось от оригинала слоем лака, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту. Процесс восстановления занял 12 лет.

«Даная» Рембрандта вновь появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г. На выставке, которая продлилась около года, были также представлены документы, фотографии и другие свидетельства уникальной реставрации картины. С тех пор полотно демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма картина защищена бронированным стеклом.

Картина Рембрандта «Даная» — РИА Новости, 15.06.2015

Оракул предсказал Акрисию гибель от руки внука, и царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Данаю. Но властитель Олимпа, всемогущий Зевс, в виде золотого дождя проник в подземелье прекрасной Данаи и стал ее возлюбленным.

Картину «Даная» Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник любил свою жену и часто изображал ее на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами походит на творения более позднего периода его творчества. Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине XX века. Оказалось, что картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд ее был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повернута ладонью вверх.

В 1656 году Рембрандт обанкротился, все его картины арестовали, в том числе и «Данаю». После распродажи имущества художника след картины потерялся. Лишь в XVIII веке картина обнаружилась у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трем его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица ЕкатеринаII начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекция Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретенных картин была «Даная» Рембрандта.

15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришел мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошел к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул ее содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет – в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению Ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провел шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был вскоре выпущен, ввиду отделения Литвы от Советского Союза.

Процесс реставрации картины начался сразу же. После консультации с химиками, художники-реставраторы начали промывку поверхности картины водой (в вертикальном положении) и добились прекращения химической реакции. Затем красочный слой был укреплен традиционным для эрмитажной реставрационной методики трехпроцентным осетрово-медовым клеем.

Для руководства реставрацией шедевра были созданы Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и представители администрации музея, и Рабочая комиссия Государственного Эрмитажа.

Сложнейшая реставрация картины длилась 12 лет. В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. Картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как бронированное стекло.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Читаем картину. «Даная» Рембрандта: picturehistory — LiveJournal


Рембрандт ван Рейн. Даная, 1636

Все знают эту картину Рембрандта. И видели не один раз. И миф, который ею рассказывается, известен. Но посмотрим на картину внимательнее. Она скрывает в себе много секретов, которые на первый взгляд не так уж очевидны.


Начнем с сюжета, изображенного на картине. Сейчас никто не сомневается, что на картине изображена Даная, дочь Акрисия, царя Аргосского, который, узнав, что будет убит внуком, запрятал единственную дочь в высокую башню, чтобы она этого самого внука не родила. Но всемогущий Зевс, увидев девушку, воспылал к ней страстью. Явился к ней в виде золотого дождя и соединился с ней в любви. Даная, естественно, забеременела. Потом родила Персея, который, согласно пророчеству, и убил деда Акрисия.

Все понятно. Картина называется «Даная». А значит, и рассказывает об этом мифе.

Но название появилось значительно позже. Как известно, Рембрандт ван Рейн не давал названия своим картинам. Поэтому искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Ведь на ней отсутствует главный атрибут мифа — золотой дождь. Были предположения, что на картине могла быть изображена и Агарь, и Лия, и Рахиль, и Далила, и жена Потифара, и Вирсавия. Да и вообще, просто женщина, не связанная ни с каким мифом.

Название » Даная» присвоено картине благодаря исследованиям Эрвина Панофского, историка и теоретика искусства первой половины 20 века. Именно он предположил, что Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.

На связь картины с темой Зевса указывают и ножки кровати, украшенные головой орла.


Фрагмент картины

Орел считался спутником и символом Зевса, часто этот бог
сам перевоплощался в него.

Итак, это огромное полотно, размером 185 × 203 см, Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх — любимой жены и любимой модели, которую он изобразил на многих своих картинах.

Не стала исключением и эта картина. Именно любимая Саския выступила в роли модели для Данаи.


Фрагмент картины

Если присмотреться, то на руке даже видно обручальное кольцо, что совсем не соответствует мифу.


Фрагмент картины

Да и при современных исследованиях картины рентгеном было обнаружено, что первоначально на шее Данаи было изображено жемчужное ожерелье, которое Саския любила. Но в последствии оно было закрашено.

Но… Оказывается, изображенная на картине женщина, лицом мало похожа на его жену Саскию.


Фрагмент картины

Например, на других картинах Рембрандта видно, что у Саскии маленький и курносый нос. У Данаи – прямой и крупный.

Тот же рентген указал, что первоначальные черты лица Данаи были изменены позже Рембрандтом.

В 1642 году его любимая Саския умерла. И в его жизнь вошла другая женщина — Гертье Диркс. Её изображение и было наложено художником на первоначальное.

Так что Даная на картине соединяет черты двух женщин — Саскии и Гертье.

Но, как бы там не было, Даная прекрасна! Хотя и не похожа на тех, что изображали другие художники. У Рембрандта получилась не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя.


Фрагмент картины

Живот, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой, толстые ноги… Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства. Но как заметил немецкий искусствовед Карл Нейман : «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта».

На картине имеется изображение еще одного персонажа, выглядывающего из-за занавеса.


Фрагмент картины

По мифу предполагается, что это служанка, которая была приставлена для охраны Данаи, и которую казнили за то, что не уследила за девственностью девушки.

Но слишком мужеподобное лицо у служанки, не так ли? Да и ключи в руках. Если обратится к теории символов, то ключи — мужской символ, открывающие замок (символ женский).

И еще знаменитый темный бархатный берет на голове (он встречается на других картинах художника). Есть предположение, что в образе старухи-служанки живописец изобразил самого себя.

Еще одна загадка картины Рембрандта — почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте?


Фрагмент картины

Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. И Даная держала руку ладонью вверх, словно приветствуя своего возлюбленного.

И самое интересное — на картине присутствовал Золотой Дождь, который на исправленном варианте художник заменил золотым свечением.

Таким образом живописец изменил смысл картины. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню Данаи: стихия прошла, осталось сияние.

Это подтверждает и изображение плачущего Ангела.


Фрагмент картины

Он как бы подчеркивает скоротечность любви Зевса, который больше не
вернется к женщине.

Известно, что «Данаю» Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома. Он и оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества.

На время следы картины теряются. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза.

А в 1772 году была приобретена Екатериной Великой для Эрмитажа у наследников скончавшегося Кроза.

Долгие годы украшала знаменитая картина стены Эрмитажа, пока 15 июня 1985 года не случилось несчастье. В этот день житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину.

Казалось, что бесценное полотно Рембрандта потеряно навсегда. Но благодаря мастерству реставраторов (реставрация длилась более 12 лет) картину удалось не только спасти, но и разгадать многие загадки.


См.также:

Спящая красавица, 10 спящих дам в мировой живописи

Тайны известных картин

Загадка «Ночного дозора»

Почему «Европу» назвали в честь любовницы Зевса?

5 тайн знаменитых картин Леонардо да Винчи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Следующая запись

Помады коричневые: 13 лучших коричневых помад — Wonderzine – Коричневая помада: обзор, особенности нанесения, виды

Пн Мар 30 , 2020
Содержание Прямиком из 90-х: российские звезды, которые любят коричневые помадыАлена ШишковаВиктория ДайнекоАнна ХилькевичОльга БузоваВиктория ЛопыреваДиана КоркуноваМария ИваковаХанна (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Коричневая помада: описание оттенков, фотоВыбираем подходящий оттенокКак правильно наносить?Делаем акцентыЧто надеть?Лучшие тона коричневогоОттенок 1993 г.Cashmere Rouge EcstasyКоричневая помада: главный осенний трендКак правильно выбирать оттенок коричневой помадыОсобенности коричневых оттенков […]