Камзол мужской: Камзол — Википедия – это элемент мужского костюма времен Петра I

Камзол — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Камзол с рукавами, Франция, около 1715 г. Камзол без рукавов, Франция, около 1750 г.

Камзо́л (фр. camisole — кофта) — мужская одежда (воинская или придворная), сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов, со стоячим или отложным воротником, надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян). Камзол делался из сукна, шёлка, бархата, украшался вышивкой, галуном, пуговицами. В XVII веке камзол носили под доспехи, позже стали носить уже без них, оставив только железный воротник, переходивший в нагрудник[1].

Камзолом в национальном костюме башкир, татар (тат. камзул), казахов (каз. қамзол; это женская одежда без рукавов, составная часть национального костюма. Камзол шьют из однотонной, иногда цветной плотной ткани (бархата, шелка, атласа и т. д.), подол и боковины орнаментируют аппликацией, вышивкой. Застегивается спереди на талии, иногда подпоясывается ремнем. Цвету и способу орнаментации придаётся определённое значение. Выделяют камзол незамужних девушек, невесток, многодетных матерей и т. д.

[2]) и киргизов (кирг. кемсел) называлась мужская и женская безрукавная одежда, кроенная в талию[3].

Являлся также предметом военной формы, носившейся под кафтаном, в России введён при Петре I, использовался в этом качестве вплоть до конца XVIII века.

это элемент мужского костюма времен Петра I

Некоторые популярные раньше предметы одежды были заимствованы в западных странах. Особенно много их появилось во время царствования Петра I. Они вытесняли элементы национального русского костюма у дворян. Одним из таких предметов одежды стал камзол – это вариант куртки, надеваемой под кафтан. За все время своего существования он претерпел много изменений. Но суть осталась — камзол носили на рубаху под кафтан или вместо него.

Что собой представляет

Разновидность мужской одежды, красиво украшенной спереди и выглядывающей из-под кафтана, — это камзол. Он представляет собой приталенный длинный пиджак или жилет. В зависимости от эпохи и национальности, словом «камзол» называли разные варианты одежды:

  1. Сначала это был пиджак длиною до колен. Он шился приталенным, а внизу широким. Рукава обычно были узкими, так как надевали изделие под кафтан.
  2. Во времена Петра I это был обязательный предмет одежды военных. Форменный мундир состоял из коротких штанов, надетого на рубаху камзола, застегнутого на все пуговицы. Сверху накидывался расстегнутый кафтан.
  3. Позже под описываемым предметом одежды стали подразумевать приталенный длинный жилет без рукавов.
  4. У народов Азии — казахов, татар, киргизов — камзол был частью не только мужской, но и женской одежды. Он представлял собой жилет без рукавов или с коротким рукавом, длиной до середины бедра, приталенный. Его шили из бархата или парчи, он всегда был очень ярким и богато украшенным. Женщины надевали его поверх платья.

Тот камзол, который был частью дворянского костюма, шили из сукна, атласа, бархата или шелка, в зависимости от ситуации или времени года. Обычно он был из той же ткани, что и кафтан, составляя комплект. Так как вещь редко носили отдельно, спинку часто делали из холщовой материи. Благодаря этому человек не потел. Иногда на спине была шнуровка, ее затягивали по фигуре, чтобы изделие обтягивало, но не стесняло движений.

Камзол был очень яркой деталью одежды. Так как его передняя часть выглядывала из-под кафтана, ее богато украшали. Использовались такие декоративные элементы:

  • вышивка шелком или блестками;
  • галуны из серебряной и золотой нити;
  • множество красивых пуговиц;
  • синель — пушистый шнурок из шелка;
  • металлическое кружево.

В национальном костюме башкир и татар камзол украшали мехом, птичьими перьями, бисером, монетками.

Такую вещь могли шить из ткани с набивным рисунком. Иногда она была контрастной по сравнению с кафтаном, к изделию также пришивались красивые накладные карманы. Богато украшенный камзол был предметом праздничной или вечерней одежды. На каждый день его шили из простого сукна.

История создания

Появилась такая одежда изначально во Франции в XVII веке. С французского языка это слово переводится как «кофта». Камзол быстро распространился и к XVIII веку стала незаменимым элементом дворянского костюма во многих европейских странах. В России этот предмет одежды появился благодаря Петру I.

В то время камзол представлял собой приталенный пиджак с длинными рукавами. Сначала они были широкими снизу и подворачивались. Потом стали узкими, чтобы легче было надевать сверху кафтан. Подобный пиджак был длиной до середины бедра или до колен, книзу расширялся. Надевали его под кафтан, при этом передняя часть немного выглядывала, поэтому ее красиво украшали.

Из-за того, что такой камзол носили с другими вещами (под кафтан), он видоизменился. Описываемый предмет одежды стал короче, потерял расширенную нижнюю часть в виде баски. Также исчезли рукава. С конца XVIII века он стал напоминать жилет. Его тоже носили под кафтан и обычно шили из такого же материала.

В XIX веке при Павле I камзол стал менее популярным, так как этот царь запретил все заимствования из европейской моды. Из нарядной дворянской одежды он превратился в жилет, носимый бедными слоями населения. Фасон тоже видоизменялся со временем. Сначала этот предмет гардероба был без воротничка. Из-под него выпускали верхнюю часть рубашки или жабо. Позже он приобрел стоячий воротник. Полочки стали короткими, часто их делали треугольными.

В современной моде

К концу XIX века камзол полностью изменился, а потом вышел из моды. Считается, что он стал предшественником современного жилета. Мужской костюм-тройка, который распространился с начала XX века, повторяет тенденции тех времен, когда носили на рубаху камзол, а сверху кафтан. Только эти предметы одежды превратились в жилет и пиджак.

Жилет, в отличие от камзола, стал более коротким. Он мог быть не только приталенным, но и широким, изделие перестали богато украшать. В моду вошел минимализм и нейтральные темные расцветки.

 С начала XX века слово «камзол» больше не употребляется, оно стало историзмом.

Сегодня этот предмет гардероба сохранился в костюме казахов. До сих пор популярна национальная женская одежда, основным элементом которой является камзол. Обычно он ярко-красный или голубой, украшен бисером, вышивкой, золотой нитью.

Многие дизайнеры считают, что современный женский жакет тоже произошел от этого элемента одежды. В удлиненных пиджаках, тренчах и пальто просматриваются его признаки:

  • приталенный силуэт;
  • длинный ряд пуговиц;
  • большие накладные карманы;
  • полочки короче спинки.

С XVII по XX век камзол пережил периоды популярности и забвения, за это время он претерпел много изменений. Сейчас уже не употребляется такое слово, но современные женские жакеты часто похожи на старинный предмет одежды.

Видео

Фото

это мужская одежда XIX века, которая отлично смотриться в женском гардеробе :: SYL.ru

Многие элементы старинного дворянского костюма, такие как кафтан, кринолин или цилиндр, безвозвратно ушли в прошлое. Но есть и такие, которые видоизменились. Некоторые из них сменили гендерную принадлежность, но остались в современной моде. Это, например, фрак, кюлоты, шляпа канотье и, конечно же, камзол.

Камзол — это что такое? Происхождение

“Камзол” — это термин, пришедший из французского языка, где он звучит как camisole и переводился как “кофта”. Появился он в первой половине 18-го века при дворе Людовика XIV и уже к середине столетия стал незаменимым элементом мужского дворянского костюма. В то время он представлял собой приталенный пиджак или жилет длиной до колен.

камзол это

Есть и другая версия, говорящая о том, что камзол — это предмет одежды, который появился в 15-м веке во Франции благодаря королю Карлу VIII, чьи ноги были кривыми и короткими. Он и решил скрыть сей недостаток удлиненными полами камзола. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного портрета этого правителя в полный рост и подлинность этой истории изобретения камзола до конца не подтверждена.

В период Столетней войны Франция великодушно дарит Англии свой камзол как элемент верхней одежды. И вот уже английские аристократы становятся в очередь к портным, чтобы расширить свой гардероб. Для развития моды это действительно важно, так как он становится первой вещью, которая должна быть скроена и посажена точно по фигуре. Именно камзол придал особую ценность профессии портного и сыграл роль в развитии индустрии индивидуального пошива одежды.

Носили мужской камзол поверх рубашки или кафтана, шили из сукна, шелка или бархата. Также его часто богато украшали вышивкой, золотыми галунами, длинным рядом пуговиц. Причем, несмотря на обилие пуговиц, застегивались только верхние. Длинные рукава заворачивали манжетом так, чтобы были видны расшитые рукава рубашки. Также под камзолом часто носили длинный жилет, прикрывающий ноги. К концу 18-го столетия этот элемент одежды утратил рукава и баску, окончательно превратившись в самодостаточный жилет.

Из гигиенических соображений и для большего удобства спинку камзола шили из холщовой ткани, а всю подкладку делали из шелка. Также на спинке делали шнуровку. Все это помогало меньше потеть и легче двигаться.

Что такое “камзол” в историческом костюме России?

Этот предмет гардероба появился в России вместе с модой на европейский костюм, введенной Петром I. Русские дворяне продолжали носить французские модели одежды вплоть до появления на престоле императора Павла I. Камзол всегда был очень яркой деталью мужского наряда — из атласной или бархатной ткани, с золотыми и серебряными галунами, да еще и в сопровождении чулок и кружев — мужчина той эпохи выглядел весьма нарядно. Однако это был больше парадный костюм. Для повседневной жизни дворяне шили камзолы из более простого полусукна.

мужской камзол

При Павле I все заимствования из европейской моды стали запрещены, и вскоре в камзолах, сшитых на французский манер, остались только самые бедные слои населения, у которых просто не было денег купить что-то новое. Так из символа богатства 18-го века камзол превратился в символ бедности и чудачества в веке 19-м.

Камзол у азиатских народов

Разновидность одежды, тоже называемая камзолом, нередко встречается и в традиционных костюмах азиатских народов, таких как татары, башкиры и казахи. Причем в этих костюмах часто камзол — женский предмет одежды.

что такое камзол

Камзол также представлял собой пиджак с рукавами, суженный в талии, сшитый в основном из бархата. Вышивка гладью, бисером и нашивками украшала обычно полочки, низ и вырез камзола.

Камзол в современной моде

Несмотря на то, что большинство людей не знают, что такое “камзол”, историки целиком и полностью уверены, что современный женский жакет произошел именно от него. Как бы то ни было, но отголоски традиционного его кроя часто встречаются в работах современных дизайнеров.

Так, длинный ряд пуговиц, большие карманы, жабо, общая приталенная и удлиненная линия кроя нашли отражение в образе женских жакетов и пальто. Такие модели можно увидеть на показах Рейчел Зоуи или Виктории Бекхэм, у Balmain или Just Cavalli. Это модная альтернатива пальто, и, несмотря на очевидно мужской дух и историю, камзол в современном его виде очень женственный предмет гардероба.

камзол женский

Приталенный темный камзол — это хорошее дополнение для модной пышной юбки или длинного платья, а яркий камзол из богатой тяжелой ткани отлично дополнит даже лаконичные черные джинсы-скинни и свитер.

Камзол — Энциклопедия моды и одежды

(франц. camisole) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов; надевали под кафтан. Появился во Франции в первой половине XVII в.; позже получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западно-европейского костюма среди дворян). К. шили из сукна, шелка, бархата, украшали вышивкой, галунами, пуговицами. В национальном костюме башкир, татар и казахов К. называлась мужская и женская безрукавная одежда, выкроенная в талию.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

* * *

франц. — в 16 в. во Франции узкая мужская рубашка с атласными, вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами, без воротника. Начиная с 17 в. их делают из шерстяной ткани. В 17-18 вв. обтягивающая корпус мужская одежда длиной до колен приобретает популярность в ряде европейских стран. Камзол без рукавов надевался на рубашку под кафтан, в качестве длинного жилета.

Кроме того, в старинном костюме башкир, казахов, татар, таджиков — это мужская и женская верхняя одежда, слегка в талию, обычно с рукавами.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

* * *

(франц. camisole, произошло от лат. camisia — рубаха)

одежда рубашечного типа мужская, с рукавами и без них; с некоторыми изменениями использовалась и в женском костюме.

В Западной Европе XVI века его носили в качестве куртки н жилета под верхней одеждой. В России стал частью костюма с начала XVIII века благодаря реформам Петра I.

В XVIII веке камзол имел вид длинного жилета, который надевали под кафтан (жюстокор, см.). Спереди украшался шитьем, выставлявшимся напоказ.

В. И. Даль упоминает о камзоле, «долгом жилете», как уже устаревшей одежде (со второй половины XIX века).

(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)

Источник: Энциклопедия моды и одежды на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. камзол — КАМЗОЛ, а, м. Старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов. | прил. камзольный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  2. камзол — КАМЗОЛ м. камзолик, камзолец, камзольчик умалит. часть одежды ныне малоуптреб., долгий жилет; безрукавная, короткая поддевка; фуфайка, крутка, куртка под верхнюю одежду; род татарского архалуха, зап. женская безрукавная крутка. Толковый словарь Даля
  3. камзол — -а, м. Старинная короткая мужская одежда, обычно без рукавов, впоследствии замененная жилетом. Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. Пушкин, Капитанская дочка. Малый академический словарь
  4. камзол — Это название одной из разновидностей мужской одежды было заимствовано из немецкого, где Kamisol (в том же значении) через посредство итальянского восходит к латинскому camisia – «рубаха». Этимологический словарь Крылова
  5. камзол — Камзола, м. [фр. camisole] (истор.). Короткая мужская одежда без рукавов, заменявшая жилет. Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. Пушкин. Большой словарь иностранных слов
  6. камзол — Камзол, камзолы, камзола, камзолов, камзолу, камзолам, камзол, камзолы, камзолом, камзолами, камзоле, камзолах Грамматический словарь Зализняка
  7. камзол — орф. камзол, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. КАМЗОЛ — КАМЗОЛ (франц. camisole) — 1) мужская одежда длиной до колен; бытовала в ряде европейских стран 17-18 вв. Камзол без рукавов надевался под кафтан. 2) Безрукавная мужская и женская одежда, сшитая в талию у башкир, татар и казахов. Большой энциклопедический словарь
  9. камзол — камзо́л уже в 1702 г.; см. Христиани 48; также в Уст. морск. 1724 г.; см. Смирнов 129. Через нем. Kamisol или франц. camisole из ит. camiciuola (см. Гамильшег, ЕW 176; Клюге-Гётце 278). Этимологический словарь Макса Фасмера
  10. камзол — КАМЗ’ОЛ, камзола, ·муж. (·франц. camisole) (·ист. ). Короткая мужская одежда без рукавов, заменявшая жилет. «Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  11. Камзол — Воинское и придворное платье, обыкновенно из сукна, бархата или атласа, с отложным или стоячим воротником, иногда без рукавов, носившееся в XVI в. под латами вместо гамбизона (см.). В XVII ст. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. камзол — Камзо́л/. Морфемно-орфографический словарь
  13. камзол — I. КАМЗОЛ а, м., КАМИЗОЛ а, м. camisole. 1. Короткая мужская одежда без рукавов, заменявшая жилет. Уш. 1934. Сии <�дивизия Адамова> одни имеют кафтаны, ни епанеч, ни камизолей, ни обуви не имеют… Словарь галлицизмов русского языка
  14. Камзол — (франц. camisole) мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под Кафтан. Появился во Франции в 1-й половине 17 в.; в 18 в. получил распространение в др. Большая советская энциклопедия
  15. камзол — КАМЗОЛ -а; м. [франц. camisole] Старинная мужская одежда, обычно без рукавов, впоследствии заменённая жилетом. Толковый словарь Кузнецова
  16. камзол — камзол м. 1. Старинная короткая мужская одежда, сшитая в талию, обычно без рукавов, впоследствии замененная жилетом. 2. Мужская и женская одежда без рукавов, сшитая в талию (в национальном костюме башкир, татар, казахов). Толковый словарь Ефремовой
  17. камзол — сущ., кол-во синонимов: 5 камзолец 2 камзольчик 2 куртка 59 одежда 297 чупа 1 Словарь синонимов русского языка
  18. камзол — КАМЗОЛ Одежда всадника, участвующего в скачках, в виде рубашки с длинными рукавами, воротник стойка. Расцветка яркая. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов

Камзол — это элемент костюма

Камзол – это элемент костюма, чаще мужского, но бывает в национальных нарядах и женского. Он имеет некоторые характерные детали – определенную длину, наличие частых пуговиц, узкий крой в талию, подразумевающий его обязательное ношение под верхнюю одежду, отсутствие рукавов. А если они присутствуют, то только в зимнем варианте одежды.

камзол это

Обязательная деталь

Можно смело утверждать, что камзол – это прообраз жилета. Он надевался всегда на нижнюю рубашку, придавая, таким образом, костюму официальность и строгость.

Очень часто камзол вместе с кафтаном составляли единое целое, то есть костюм, в котором камзол всегда был короче кафтана. В этом случае пара изготавливались из одинакового материала, обшивались одинаковыми позументами, серебреными галунами или канвой. Но кафтан, в отличие от камзола, мог быть произвольного кроя и фасона – трапециевидный, прямоспинный, с клиньями и без них.

Традиционный крой

мужской камзол Если кафтан шился приталенным, повторял очертания фигуры, то он назывался жюстокор (точно по корпусу). Но камзол – это деталь костюма, которая всегда шилась в талию. Может быть, он исчез бы из поля зрения, как гофрированные женские воротники-фрезы, но интерес к ним возник благодаря кинематографу, который нещадно эксплуатирует тот временной отрезок, когда камзолы были неотъемлемой частью мужского костюма. И дуэли на шпагах совершались в камзолах или рубахах (в зависимости от того, в чем эффектнее выглядит главный герой). Современный зритель может оценить красоту и изысканность средневековых нарядов, тем более что мужской камзол, выполненный из парчи или бархата, расшитый, например, канителью (тонкие проволочки из серебра и золота), выглядел весьма эффектно.

Родом из Парижа

Конечно же, к нам в Россию камзол вместе с очень многими вещами попал через прорубленное окно в Европу.

камзол своими руками

Самый ярый прозападник Петр I привил – где личным примером, где силой – любовь к европейской моде. А уже в России камзол приобрел национальные черты, в основном в отделке, так как стал расшиваться церковными золотошвейками. А потом он шагнул дальше, за Урал, и здесь настолько полюбился коренному населению, что гармонично вошел у некоторых народностей в состав национального костюма. Можно констатировать, что камзол – это деталь национальных, часто и мужских и женских костюмов татар, казахов, узбеков, башкир, грузин и некоторых других.

Обрусевший иностранец

Появившись в России в начале XVIII века, камзол стал неотъемлемой деталью мужского костюма. Он был двух видов – с рукавами и без них. Он обязательно носился под распашной кафтан. В зависимости от моды он мог быть с глухой застежкой под горло. В конце XVIII века эта деталь одежды выходит из моды. Так как камзол принадлежал времени правления Екатерины Великой, и искусства в ту пору процветали, осталась много портретов сановников, богатых людей, запечатленных художниками. В сознании последующих поколений камзол и парик стали неотъемлемой частью и символом времени правления Петра I, и блестящего екатерининского века. Камзол в эти времена был обязательной составной мундира русской армии, полиции и гражданских ведомств.

Происхождение термина

Само слово «камзол» уходит в давние времена, когда в Древнем Риме рубаху называли камизия. Но как деталь одежды он появился на модном горизонте Франции только в XVII веке. И, хотя в XVI веке существовала некая его разновидность – колет, связаны они были только кроем в талию.

Колет был куда короче, со стоячим воротником, двойными рукавами (пара просто болталась без надобности) и накладными валиками поверху проймы рукава, что, по мнению кутюрье, придавала мужской фигуре необходимую мужественность. Можно сделать вывод, что самой характерной чертой камзола является обязательный крой в талию. Эта деталь одежды так хороша, что и сейчас камзол уместен на каком-нибудь торжественном вечере, что и говорить о карнавалах и балах.

Современные возможности

 камзол выкройка

Камзол, выкройка которого прилагается, абсолютно не труден в исполнении. Тем более что в широком доступе пошаговый крой камзолов на любой вкус и пошивка показана более чем детально. Кроме того, существует множество советов по отделке готового изделия, указывается, как можно из магазинной фурнитуры сделать уникальную вещь. А если выбрать классический вариант без рукавов, то изготовить камзол своими руками совсем нетрудно. Тем боле, что фурнитура сейчас так хороша и разнообразна, что обшивка камзола готовой тесьмой и галунами будет выглядеть не менее эффектно, чем средневековая.

Женский камзол в модных коллекциях 2016-2017 – фото и тенденции

Камзол – мужская одежда, с приталенным кроем, чуть выше колен. В России его надели при Петре I, когда по указу императора российские дворяне в обязательном порядке должны были носить европейское платье.

Камзол носили в паре с кафтаном. Эти два предмета одежды часто путают, обычно называя кафтан камзолом, хотя это совсем не так. Сначала надевалась рубашка, затем камзол, а поверх камзола – кафтан. Поэтому камзол был чуть короче и значительно уже кафтана. Изначально он был с длинными и узкими рукавами, но постепенно рукава исчезли, и камзол преобразовался в жилет.

Кафтан же был длиной до колен, также узкий в талии, с разрезами по центру спины и в боковых швах, которые увеличивали ширину полочек и создавали удобство в движении, особенно в верховой езде. На рукавах были широкие отвороты, декорируемые петлями, пуговицами, вышивкой. Кафтан носили всегда расстегнутым, так что видна была передняя часть камзола, который по этой причине обильно декорировался.


Камзол и кафтан
Камзол и кафтан

Камзолы выполняли из дорогой роскошной ткани, украшенной кружевом, вышивкой, синелью (пушистый шнурок) или другой отделкой. Однако невидимые части камзола – рукава и спинка выполнялись из менее дорогой ткани. Весь этот наряд, помимо кюлотов, чулок и башмаков с пряжками и бантами, дополнялся кружевным жабо и манжетами.

Однако камзолы носили не только мужчины XVII – XVIII в.в., они встречаются издавна в женских национальных костюмах народов Азии. Мастерство народа, красота и совершенство воплотились в костюмах казахских, татарских и башкирских женщин.


Камзол в женских коллекциях 2016-2017

Костюмы могут многое рассказать нам о человеке, о его характере, социальном положении, возрасте и эстетических вкусах. Именно в них камзол гармонично сочетается с платьем. Камзолы шились из бархата, парчи и других ярких и дорогих тканей. Праздничные камзолы украшались богатой вышивкой с золотыми и серебряными нитями, птичьими перьями, мехом и даже монетками.

А как в современной моде выглядит камзол? В основном мы встречаемся с жилетом, который является его потомком. Однако и сегодня известные дизайнеры, вспоминая яркое прошлое камзолов и кафтанов, воплотили свои идеи в новых коллекциях, где эти два вида одежды пытаются наверстать упущенное время. Насколько это удалось, судить вам.


Камзол в женских коллекциях 2016-2017
Камзол в женских коллекциях 2016-2017
Temperley London, Rachel Zoe
Камзол и кафтан
Фото сверху и снизу — Temperley London
коллекция Temperley London

Мужской костюм во времена Османской империи

Пару недель назад я была в замечательном городе на берегу Эгейского моря — Измире. В центре его располагается мини копия стамбульского гранд-базара, где я успешно напокупала замечательные «разные приразные штуки» к моим бусам люблю такие места нереально..но дабы не отвлекаться от цели поста напишу что одна из этих штук являлась подвеской в виде старинного османского камзола..а так как мне всегда важен исторический момент.. ( p.s. в далекие институтские времена, когда без диплома на работу особенно не брали, я подрабатывала гидом-экскурсоводом, дотошно мучая туристов датами, шейной гимнастикой: посмотрите налево посмотрите направо ..и угрозами, что милая женщина смотритель превратится в 3-х главого змея горыныча если увидит что чьи-то лапки тянутся с целью пощупать экспонат..) В общем…я так и не избавилась от привычки выяснять все тяготы и переплетения того или иного события, или историю появления той или иной вещи..Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 1

и на этот раз вот камзол…Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 2

На самом деле великий и ужасный гугл нагуглил замечательную статью, выдержку из книги, которой бы я хотела поделиться, так как написано все кратко и понятно:

«В середине XV в., когда турецкий султан Мухаммед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.

Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.

Мужской костюм

Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.

Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.

Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.

Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.

В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.

Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.

Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.

В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.

слева: шелковый верхний кафтан и шаровары, тюрбан

справа: турецкий кафтан с ложными рукавами, подпоясанный кушаком

Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 3

Женский костюм

Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.

Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.

Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз. Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.

На мужчине: турецкий кафтан с золотым орнаментом, остроносые туфли.

На женщине: верхний распашной кафтан, шаровары, чадра с тонким покрывалом

Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 4

Обувь

Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.

Женская обувь была похожа на мужскую. Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками. Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.

Прически и головные уборы

Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».

Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).

Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.

Во время правления Мухаммеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г. был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.

Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.

Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.

Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава. Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.

турецкий военный головной убор с султаном

Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 5

Головные покрывала защищали турок от насекомых.

Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.

В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.

Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор. В косы вплетались различные украшения.

Украшения и косметика

Турецкие женщины с удовольствием пользовались косметикой. Они белились и румянились, натирались различными благовониями и маслами, красили в красный цвет ногти и пальцы, чернили брови и ресницы краской, которую делали из сажи. Некоторые турчанки украшали лоб мушками. Иногда, по древнеарабскому обычаю, наносили себе на руки и грудь татуировку.

Драгоценные украшения турчанок также были разнообразными. Они носили серьги, кольца, ожерелья, ножные и ручные браслеты, подвески, аграфы с драгоценными камнями, плоские шапочки, вычеканенные из золота и серебра, веера из расшитого узорами шелка или из перьев.

Богатые турки также любили украшения, но со времен Сулеймана II мужчины носят только серебряные перстни, оправленный в серебро кинжал и четки из 99 бусин (по числу имен Аллаха). У тех, кто имел право носить оружие, костюм дополнялся саблей. За пояс турки клали носовые платки.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

В дополнении несколько замечательных камзолов с необычным орнаментом:

Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 6Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 7

Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 8Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 9

Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 10Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 11Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 12Мужской костюм во времена Османской империи, фото № 13

Спасибо за внимание!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Следующая запись

Современный стиль пин ап – Стиль Пин ап - Что Это Такое, Стиль Пин ап в Одежде и Прическе, Современный Образ Pin up

Вт Мар 17 , 2020
Содержание Современный пин-ап, на советские мотивыРоссийский пинап (30 фото)Мода и стиль: Стиль пин-апсоздаем образ пошагово, макияж, прическа, фотоМакияж пин-апСовременный пин-ап макияж глазПин-ап (Pin up) прическиСтиль пин-ап Современный пин-ап, на советские мотивы Автор: 01 декабря 2016 12:02 Цветовой гаммой и манерой рисунка напоминают советские красивые открытки. Российский пинап (30 фото) Порция […]