Мода ссср 60 х – Азбука советской моды / Назад в СССР / Back in USSR

Содержание

Азбука советской моды / Назад в СССР / Back in USSR

Вспоминаем 60-е и 70-е годы, когда советские модники устали терпеть серость «Москвошвеи» и взяли все в свои руки
Советское время у нас ассоциируется исключительно с дефицитом. Казалось бы — о какой моде может идти речь, если легкая промышленность опиралась исключительно на ГОСТы, которые не подразумевали никакого разнообразия и предлагали народу ходить в одеждах непримечательных цветов с одинаковыми силуэтами и для женщин, и для мужчин.
Несмотря на этот «застой», многие вспоминают этот период с любовью и считают, что никак нельзя открещивать его от моды. Те, кто хотел выглядеть хорошо и стильно, прилагали все усилия, чтобы делать это. Во все времена советские женщины находили ткани, шили, мастерили, переделывали, перелицовывали.
Вдохновленные стилем советской эпохи, который нет-нет да и проскальзывает сегодня в лукбуках модных брендов, мы заручились помощью возрожденного советского бренда кед «Два Мяча» и вспоминаем, какой же все-таки была настоящая, народная мода в СССР 60-70-х годов.
Итак, в 1957 году в Москве прошел фестиваль демократической молодежи, где, кроме прочего, советская публика познакомилась со стилем «нью лук» Кристиана Диора. Партийное руководство вынуждено было признать существование такого явления, как мода. Другое дело, что в Советском Союзе и модой пытались управлять…

А — ателье

Модницы, не обладавшие талантом портних, искали выкройки и шили одежду на заказ. Ателье были частью плановой экономики — им так же, как и остальным предприятиям, выделялись плановые ресурсы, от них так же требовали определенного количества выполненных заказов. Ателье делились на классы: люкс, первой, второй категории — в зависимости от квалификации портных и закройщиков. При этом результат все равно был совершенно непредсказуем.
Здесь, как и почти во всех сферах советской жизни, действовали двойные стандарты. Официально — всеобщее равенство, на деле все решали личные связи. СССР — это великое время блата, когда надеяться на хороший результат пошива в том же ателье можно было только после фразы «я от такого-то».

Б — «Болонья»

В 62-м году этот плащ из одноименного «парникового» материала покорил советских модниц новизной фасона и тем, что в сложенном виде занимал чертовски мало места. Пока у итальянцев болонья использовалась для пошива рабочей одежды, советские люди щеголяли в таких дождевиках целое десятилетие. Болоньевый психоз длился до тех пор, пока советская легкая промышленность не освоила производство родных плащей, которые протекали по швам и служили отличным парником совершенно в любую погоду.

В — вязание

Да, магазины почти никогда не могли удовлетворить потребности той части населения, которая пыталась выглядеть стильно. Из-за этого самым популярным разделом в журналах стали страницы в рубриках «Вяжем сами». Пока наиболее способная половина женского населения обратилась к науке «две изнаночные — две лицевые», другая отправилась постигать основы вязания в кружки. К слову, довольно часто там можно было встретить и мужчин.

Г — габардин

Источник: bigpicture.ru
Словом, которому скорее подходит быть именем римского полководца, называли ткань. Ее выдавали военным на пошив формы. Если у такого военного была модница-дочь, то кусок габардина обязательно использовался не по назначению — из него шилась первая мини-юбка. Размер «нецелевого» куска зависел от габаритов модницы — мини были настолько популярны, что даже крупные барышни не стеснялись оголять ноги.

Д — джинсы

Джинсы и джинсовые вещи были редкостью и пользовались дикой популярностью. На них тратилось несколько зарплат, за ними гонялись, как за самым вожделенным предметом гардероба. За удовольствие носить джинсы люди были готовы стоять в очереди сутками.
В 1960 на кинофестиваль в Сан-Франциско приехали советские актеры Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов. Мировую известность актеры получили после выхода фильма «Баллада о солдате». После этой поездки и без того популярный и обожаемый Ивашов стал еще и воплощением стиля для советских людей — «красавец в первом в Москве, джинсовом костюме».
В 70-х царскими считались модели с высокой талией и клешем от бедра или колена. У фарцовщиков можно было достать джинсы из Югославии, Болгарии и Греции, но верхом мечтаний оставались родные американские Levi’s, Lee и Wrangler.

Е — европейское кино

Кино — то редкое европейское, что завозили в кинотеатры — было главным поставщиком моды для советских людей. Кинофестивали вообще становились своеобразным праздником моды — туда захаживали не только ценители красивого кадра, но и модницы. Последние сидели с блокнотом и старательно зарисовывали фасон платья, в котором появлялась на экране Катрин Денев. Потом листок с «эскизом» несли знакомой портнихе, чтобы она сшила что-то хотя бы немного похожее.

Ё — «Ёлочка»

Исторический орнамент, который украшал почти все пальто, какого бы кроя они ни были. «Ёлочку» придумали в Англии, и там она дословно звалась «селедкой», оттого что про ёлочку на берегах Туманного Альбиона никто и подумать не мог. На советских заводах ткань с таким орнаментом носила прозаичное название «Нежность» и предназначалась в основном для женских пальто.

Ж — женский брючный уостюм


Консерваторы еще не успели оправиться от мини-юбки, когда в конце 60-х им пришлось столкнуться с другой напастью — женским брючным костюмом. Повседневное ношение считалось за дерзость — в таком виде барышню могли не пустить в «приличный» ресторан. Вообще, первое время брюки на женщине в общественных местах или на работе воспринимались так же негативно, как женское курение.
У «первопроходцев» крой, как правило, был несложный: прямой или слегка приталенный жакет, прямые или немного расклешенные брюки, воротник «собачьи уши». Из фурнитуры — крупные металлические пуговицы.Вместе с брючным костюмом носили тупоносые туфли на невысоком толстом каблуке и легкое, почти незаметное ощущение свободы.

З — Зайцев

До начала 60-х считалось, что в СССР моды нет. И, в отличие от секса, ее действительно не было. В 1965 году в Общесоюзный дом моделей одежды пришел работать Вячеслав Зайцев и доказал, что мода в СССР все-таки существует. Он был первым мужчиной в зарождающемся советском модном бизнесе, и ему удивительным образом удалось адаптировать прогрессивные западные идеи под «союзную» действительность.

И — идеология

Он одевал советских звезд, и его же пригласили на съемки фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Создатели долго мучились с подбором одежды для Зиночки и в итоге позвали профессионального модельера. Зайцев сделал из героини фильма звезду — практически сразу после премьеры яркие платья с геометричными принтами и белые брючные костюмы стали трендом №1, а за босоножками и зонтиками-тростью охотились еще до середины 80-х.
60-е годы были периодом, когда стало понятно, что дальше поддерживать миф о бесклассовом обществе становится практически невозможно. Появился «средний класс», и особенно хорошо это было видно по манере одеваться. Несмотря на страдания от дефицита и бесконечных очередей за мало-мальски стильным предметом одежды, советские люди изо всех сил старались сделать былью сказку о счастливом советском человеке. И одежда была одним из способов.
Выпустить в массовое производство модели, разработанные советскими дизайнерами, было невозможно. Заводы легкой промышленности работали на старом оборудовании, а дефицит и отсутствие конкуренции делали очень удобным производство привычных, унифицированных моделей. Идеологию подчиняли плановой экономике — советский человек должен был выглядеть скромно и просто. В такой период мода просто не могла стать общедоступной.

К — кеды


Всего за три года до «прорывных» 60-х в СССР прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Тогда, в 1957 году, железный занавес приоткрылся и народ смог разглядеть удобную обувь на резиновой подошве. Через пару лет в Союзе утвердили ГОСТ на «Обувь спортивную резиновую и резинотекстильную» под номером 9155-88, а возить кеды стали из Китая и Северной Кореи.
В 1965-м на прилавках появилась обувь на резиновом ходу с эмблемой-нашивкой в виде двух мячей и таким же точно названием. «Два Мяча» не только стали первооткрывателями в советском мире обуви, но и положили начало российско-китайскому сотрудничеству в производстве.

Кеды эти имели оглушительный успех. В 1967 году американский журналист Билл Эппридж создавал свой репортаж Soviet Youth. На его снимках из СССР все молодые люди поголовно обуты в кеды. «Два Мяча» стали не только частью моды, но и частью культуры — мало того что известные советские личности периодически появлялись на публике именно в этой обуви, так она еще и перекочевала в кино — в них был Волк из «Ну, погоди!», в них же щеголяли на экранах Сыроежкин с Электроником.
Неожиданно, в конце 80-х кеды из магазинов просто исчезли. При этом обувь была сделана настолько качественно, что терять ее в истории было действительно жалко. Возродить советскую легенду взялся Евгений Райков, который примерно год назад с нуля перезапустил производство: нашел фабрику в Китае, переложил стандарты производства советского периода на современные технологии. Поскольку старые лекала были утеряны, Райков просто восстанавливал кеды — продумывал процесс производства «с конца», изучая старые советские образцы, которые достались в наследство. Современный магазин начинался с пяти моделей, а сейчас ассортимент разросся до 11.

Л — Лисий мех


К 70-м странное увлечение искусственным мехом стало сходить на нет. Тем более когда на экран вышел фильм «Ирония судьбы». Красавица Наденька вскружила головы доброй половине советских мужчин, а ее шапка на лисьем меху — советским барышням, хоть сколько-нибудь следившим за модой.

М — мини-юбки


Эпидемия на мини-юбки началась в конце 60-х, чуть опередив моду на брючные костюмы, и продлилась целое десятилетие. В 1967 году в Москве прошел Международный фестиваль моды — под эгидой мини-юбки и не по-советски ярко. Но, как и все, что касалось моды в СССР, мини-юбка не сразу пробила путь на советские улицы и прилавки.

Н — нейлон

Насколько сильный ажиотаж мини-юбки вызывали у модниц, настолько же сильное возмущение — у блюстителей советской нравственности. В школах и техникумах студентов встречали не словом «здрасьте», а грозным взглядом и линейкой — если длина юбки не соответствовала нормам морали, учениц отправляли домой переодеваться. Но все это было бесполезно — через пару лет запреты пали под натиском моды и ноги с восторгом оголили даже старшие представительницы советских женщин.
В то время каждое новое веяние в моде воспринималось как революция. В 64-м году в СССР получают распространение нейлоновые рубашки. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон казался лучшим материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и вообще были вечными. Самыми шикарными считались белые, хотя в химчистках с успехом предлагали услугу окрашивания.

О — очереди

Вообще, очереди — это непременный атрибут советского времени. Через это испытание приходилось проходить всем, кто желал достать что-то хоть немного стоящее, включая стильную одежду. Редко по советским магазинам распределяли продукцию дружественных социалистических стран Восточной Европы, за которой моментально выстраивались километровые очереди.

П — плановая экономика


Женские очереди (а именно такими в основном были очереди за одеждой) считались самыми суровыми — несмотря на видимую хрупкость, влезть в начало было сродни самоубийству. Зато те, кто в очереди стоял честно и долго, за время ожидания становились очень близкими друг другу людьми — барышень объединяли общие интересы. Стоя за модными сапожками, можно было наверняка узнать, что сейчас модно в Париже.
Чуть ли не главная причина того, что на советских прилавках выбор вещей был крайне невелик. Советская легкая промышленность как нельзя лучше демонстрировала все недостатки плановой экономики. От разработки модели платья в Общесоюзном доме моделей одежды до его появления в магазинах могло пройти два года. Зачастую результат, который предлагался советским людям, кардинально отличался от того, что было придумано модельерами, — за долгий путь от эскиза до магазина ткани меняли на более дешевые, а фасон перекраивали в угоду скромным возможностям тогдашних заводов.

Р — редкие находки


Несмотря на канон «просто и скромно», который усердно культивировала советская идеология, модным часто считалось то, что редко можно было встретить на прилавках общедоступных магазинов. В понятие «редкие находки» вписывались не только вещи, которые модницы желали получить в свой гардероб, но и способы переделки одежды, и иллюстрации новых фасонов — срисованные из кино или увиденные в журнале. Что-то действительно редкое можно было найти не только в комиссионной «Березке», но и у фарцовщиков.

С — стиляги


К началу 60-х бум стиляг утихал также бурно, как появлялся в послевоенные годы. Повзрослели те, кто в конце 40-х пытался защититься от суровой реальности, скрываясь под яркой аляпистой одеждой, а у следующих поколений были совершенно другие интересы.
Мода на стиляг начала сходить на нет после Московского фестиваля молодежи в 1957 году.Тогда советская молодежь своими глазами увидела, как на самом деле выглядят их ровесники из-за океана — в моду постепенно вошли однотонные мужские пиджаки и узкие галстуки. Уже в начале 60-х ярлык «стиляга» без разбора присваивали всем, кто хоть как-то пытался следить за модой, или молодым людям, которые отличались аморальным поведением

Т — ткани

Вовсе не деньги, а именно ткани были главной валютой советских модников. Тканей в продаже было много, достать их было легко. Иногда в магазинах не делали отрезы, а продавали цельные куски, поэтому на одну ткань часто искали напарников, чтобы поделить покупку между собой и не складывать ценный материал в чулан. Хотя большинство помнят — продавцы спокойно отрезали ткани и позже ценный материал превращался в юбки, блузы, брюки и платья.
А еще в 60-е годы началось помешательство на искусственных тканях. Нейлон, лайкра, кримплен, винил, дралон — одежда из таких материалов считалась не в пример практичнее, чем вещи из натуральных тканей. Стильные вещи были сродни сокровищу, а одежда из искусственных материалов легче чистилась и стиралась, а значит, служила своим обладателям дольше.

У — унис*кс


70-е с уверенностью можно назвать эпохой унисекса — все носили одинаковые клешеные джинсы, а тот же плащ-болонья имел единственный фасон, который предназначался и для женщин, и для мужчин.

Ф — фарцовщики


Один из персонажей сериала «Фарца» сказал: «Не все хотят ходить в сером и синем». Одной этой фразой можно с легкостью объяснить, почему мода обязательно должна была стать кормилицей советской теневой торговли. У фарцовщиков можно было раздобыть практически все, что очень хотелось носить, но невозможно было найти на прилавках советских магазинов, даже если это была «Березка».

Х — хиппи


Как и все незаконное, добыча одежды у фарцовщиков скрывала множество опасностей. Доверчивая девушка могла заплатить за заграничные джинсы три цены, но все равно остаться ни с чем: предприимчивые теневики отдавали в упаковке вместо готовой вещи одну штанину. Если покупателю все-таки везло и вещь была целой, она могла не подойти по размеру. Вспомните рассказы своих мам о том, что джинсы приходилось натягивать с мылом, застегивать лежа и уже в надетых садиться в ванну с горячей водой, чтобы джинса села по фигуре.
Идеология хиппи достала не всех, но, судя по моде 70-х, в СССР хипповал почти каждый второй. В массовом сознании слово «хиппи», разумеется, ассоциировалось с чем-то негативным — лохматый неухоженный бездельник противопоставлялся целеустремленному «советскому человеку» с четкими политическими взглядами.
Все это не помешало хипповскому стилю наложить цветастый отпечаток на советскую моду — от них переняли фенечки, джинсы клеш и лохматые прически.

Ц — ЦУМ

В СССР культа потребления не было, а вот культовые магазины были. Один из них — ЦУМ, который был вторым по значимости советским универмагом после ГУМа. В ЦУМе можно было найти все — от мелочовки типа иголок и фитилей для керосиновых ламп до венгерских батников и польских костюмов, за которыми выстраивались в дикие очереди советские барышни. ЦУМ был одним из немногих универмагов, где реально было достать дефицитные товары.

Ч — чешские сапоги


В середине 70-х умы советских модниц захватили сапоги-чулки. По виду они действительно больше напоминали чулки, надетые под лакированные черные калоши. Ходовые модели поступали из Чехословацкой СР и не отличались особым качеством. Но, как водится, особого выбора у советских «стиляг» не было — «чулки» отрывали с руками, и никого не волновало, что полстраны ходит в одинаковой обуви.
Ш — шпильки
На шпильки советские барышни встали в начале 60-х. Это модное явление, как всегда запоздало, дошло до Союза — французский дизайнер Роже Вивье явил миру шпильки еще в 54-м, а на советских улицах в них запорхали только в 61-м. С непривычки ходить на шпильках было страшно неудобно — тонкие каблучки застревали в асфальте и между реек эскалатора, из-за чего последние часто останавливали, чтобы спасти очередную модницу. Но советских женщин уже нельзя было остановить. Шпилька прочно закрепилась в их гардеробе — ее носили и зимой, и летом: на работу, в театр, на свидания.

Щ — щипцы


Чтобы казаться моднее, советские дамы измывались над собственными волосами как могли. Если женщина не пыталась возвести на голове высокую прическу в стиле «Любочка Орлова», то обязательно хотела носить кудри или локоны. При этом считалось за счастье обладать электрическими щипцами, чтобы жечь волосы и ходить по дефицитным улицам страшно красивой. Те, кто обладал скромным бюджетом, пользовались обычными щипцами — такие нагревали в воде и ими крутили упругие локоны, которые не переживали плохую погоду. А некоторые и вовсе делали себе «афромечту», используя газеты в качестве бигудей.
Э — экспериментальный цех
На Кузнецком мосту существовал мифический экспериментальный цех, где создавались пусть не громкие, но шедевры моды, которым рукоплескал в 1962 году Париж, а год спустя и Рио-де-Жанейро. Проводились и полузакрытые показы мод, по подиуму которых дефилировали манекенщицы того времени: Янина Черепкова, Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Регина Збарская, Галина Миловская.

Ю — Югославия


Из социалистических стран самой модной в 70-х была Югославия: вещи и особенно обувь оттуда считались шиком.
Если герой Джона Траволты в «Лихорадке субботнего вечера» способствовал моде на клешеные брюки, то персонажи популярного в СССР югославского актера Гойко Митича из знаменитых вестернов повлияли на появление другой модной тенденции — ковбойской темы. Женщины стали носить длинные юбки с воланами и цветочной набивкой на ткани и шерстяные юбки в клетку.
Для советских людей югославская мода была глотком запретной западной культуры. После смерти Сталина между Югославией и СССР восстановились отношения, и, когда югославские вещи появлялись на полках советских магазинов, их скупали в первые же часы.

Я — японские военторги


Не только столица считалась сердцем советской моды. Те, кто жил поближе к границе с некапиталистическими странами, тоже могли урвать в свой гардероб завидные обновки. Например, в 70-х в Улан-Баторе в японских военторгах можно было найти кожаные вещи, плащи и ветровки почти первоклассного качества, которым мог позавидовать настоящий стиляга из Москвы или Ленинграда.

back-in-ussr.com

Советская мода 60-х годов. — Fashion is in our blood — LiveJournal

stilyagi_web

В 60-е годы в западном мире бушует культурная революция. Америка уже несколько лет сходит с ума от Пресли, а в Европе начинается битломания. Вся прекрасная половина человечества оголяет до неприличия изящные ножки, мужчины начинают отращивать волосы, одежда пестрит необычно яркими красками и приобретает вызывающие формы. Взрыв культурной революции на Западе настолько сильный, что его отголосок проникает даже за железный занавес.
К этому времени лишь небольшая часть населения нашей страны имела реальное представление о том, что происходило в мире моды там – за рубежом. Для большей части страны само понятие мода вообще не существовало. Конечно же, прошедшие в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и первый показ Дома Мод Кристиана Диора в 1959-м внесли свежую струю в жизнь советских людей, но, к сожалению, “в живую” принять участие в этих событиях довелось лишь немногим гражданам СССР, остальным же пришлось знакомиться с ними через страницы газет и радиопередачи, которые в то время были насквозь идеологически политизированы. Но даже небольшой горстки очевидцев и стоявшей на улице хрущевской оттепели уже было достаточно для того, чтобы в нашей стране стали говорить о том, что было забыто на несколько лет. В нашей стране снова стали говорить о моде. Желание красиво выглядеть существовало в человеке всегда, особенно это имеет отношение к женщинам. Несмотря на то время, в котором они живут, несмотря на социальный строй, статус и прочие факторы, женщины всегда мечтали быть обворожительными. К сожалению, в начале 60-х годов у рядовой советской женщины не было и десятой доли тех возможностей преобразиться, которые были у западных красавиц. Легкая промышленность СССР словно продолжала штамповать одежду для воинов Красной Армии руководствуясь лишь Госпланом: много, одинаково и безвкусно. Естественно, что взяться хорошей одежде на прилавках советской торговли было нереально. К тому же, сама мода и культура хорошо одеваться не приветствовалась официальной идеологией, а наиболее активные модники – стиляги преследовались уголовно по статье 58 УК за антисоветскую деятельность.

Все модные вещицы и журналы могли попадать в нашу страну только незаконно из-за границы и лишь благодаря немногочисленным загранкомандировкам дипломатов, летчикам дальней авиации и морякам. Очень редко в магазинах “выбрасывали” продукцию дружественных социалистических стран Восточной Европы, за которой моментально выстраивались многометровые очереди. Такую одежду продавали чуть ли не штучно – “отпускали по одному изделию в руки” и называли страшным словом “дефицит”. Дефицитом в Советском государстве была не столько модная одежда, сколько красивая и беззаботная жизнь в целом.
 В те годы нашей стране было свойственно экспортировать на Запад не только природные ресурсы, но и образ счастливого человека, живущего в социалистической стране. Для большего правдоподобия советские чиновники организовывало открытые выставки достижений народного хозяйства, в том числе, и показы моды. На Кузнецком мосту существовал мифический экспериментальный цех, где создавались пусть не громкие, но шедевры моды, которым рукоплескали в 1962 году Париж, а год спустя и Рио де Жанейро. Проводились и полузакрытые показы мод, по подиуму которых дефилировали манекенщицы того времени такие как Янина Черепкова, Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Регина Збарская, Галина Миловская.

sf60-soviet-models

cUGUCLudSWRIU4ghcwhYjg-article

TYe_T0g-tVbzCyk3MOFc-Q-article

qkBRVKibevNcUdKVKkIQEA-article

Неизвестно точно благодаря или вопреки кому, но мировые тенденции моды в начале 60-х начинают проникать тонкими ручейками и в нашу страну. В 61-м году советские женщины впервые “знакомятся” со шпильками. Такое название получила элегантная женская обувь на высоком тонком каблуке, достигавшим в основании мизерные 6×6 или 5×5 миллиметров.

a78a9baac81e6618bfebf6c2edac5bed

sf60-spike-heel

Ходить на шпильках было неудобно, они оставляли глубокие следы в свежем асфальте, из-за попадания модных каблуков в прорезь между ступеньками останавливались экскалаторы метро, но женщины упорно продолжали обувать именно остроконечные шпильки.

Наверное, не было более сексуальной униформы для женщины в 60-е годы, чем черный обтягивающий свитер, узкая юбка и обязательно шпилька. Даже зимой, даже на работу и обязательно на свидание девушки бегали на шпильках, чтобы быть блистательными и модными. Это была одна из первых жертв красоте, на которую добровольно согласились женщины 60-х годов. Кстати, некогда ультрасовременная шпилька со временем не только не вышла из моды, но и превратилась в классику.

60-е годы запомнились всему миру моды и социалистическим модницам, в том числе, умопомешательством на почве всего искусственного. Новые ткани и новые названия: нейлон, лайкра, кримплен, винил, дралон и прочие “-лоны”, “-ланы”,”-лены”. Одежда из новых видов ткани считалась удобной и практичной. Она не мялась, легко чистилась и стиралась. И самое главное – она была дешевой.

Начиная с 62-го года советские граждане впервые знакомятся с темно-синими итальянскими плащами Болонья. У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды.

3ffd45ac5cf48d579741fd1c963f1338930045

Нас же он покорил своей новизной и тем, что в сложенном виде одежда из такого материала почти не занимала место.

27b1f696b6b6c9c87c5f03fa6ab31338930153

В массовом сознании советских людей складывалось убеждение, что каждый уважающий себя человек должен иметь плащ Болонью. В Советском Союзе болоньевый психоз продлился целое десятилетие и породил такое немыслимое понятие во всем мире как летнее пальто. Со временем производство дождевиков, протекающих по швам и одновременно служащих парником в любую погоду, освоила и отечественная легкая промышленность.

Image022

Сейчас в это поверить трудно, но в 60-е годы настал период, когда натуральный мех, для большинства населения недоступный и недосягаемый, стал казаться скучным, недемократичным и “замшелым”. Мода на искусственные шубы и меха захватила абсолютно всех, даже людей имеющих возможность покупать вещи из натурального меха. Буквально на несколько лет все советские модницы облачились в шубы из искусственной норки, а мужчины стали носить шапки из искусственного каракуля. Мода на искусственный мех закончилась также внезапно, как и началась, а очередные трофеи моды пополнили ряды вечно растущих гардеробных.

bc248bd07fc0

В 64-м году в СССР получают распространение нейлоновые рубашки. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон казался абсолютным материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и, вообще, казались вечными. Самыми шикарными считалась белые нейлоновые рубашки. Типичный портрет модного молодого человека 60-х – темные брюки-дудочки, белая нейлоновая рубашка и зализанные к верху волосы.

В 67-м году увидела свет одежда из нового синтетического материала – кримплена. Одежда из кримплена не мнется, ее не нужно гладить, достаточно выстирать, высушить, аккуратно развесив, и можно вещь носить снова. Существенный недостаток – электростатичность. Кримплен может искрить, трещать и липнуть к телу. С электростатичностью боролись освоив производство жидкостей-антистатиков.

retro_casual8

P1110491

Со временем под кримплен с тиснением начинали выпускать толстые шерстяные пальтовые ткани.

Появившись в конце 60-х, мини мгновенно завоевало титул самой модной женской одежды на целое десятилетие. Там где это было возможно (в школах и техникумах) блюстители морали и председатели комсомольских ячеек по утрам измеряли длину юбок и расстояние от коленок до юбок линейками и при несоответствии отправляли учениц домой переодеваться. Короткая длина юбки порицалась, высмеивалась, запрещалась, но все было бесполезно. Буквально за пару лет, под натиском красоты оголившихся женских ножек пали запреты на длину юбок и женщины более старшего возраста могли позволить себе одеть мини. Мода на короткие юбченки, так быстро покорившая столицу и большие города, в отдаленные уголочки нашей страны доходила иногда с многолетним опозданием. Бывало, что молодая студентка, возвращающаяся на каникулы домой в сельскую местность могла быть не только высмеяна своими односельчанами, но и получить взбучку от строгих родителей.

1300748594_miniskirts_03

1300748676_miniskirts_07

1300748811_miniskirts_28

1972-2-3S-0017

В конце 60-х  появилось еще одно бедствие на голову консерваторов моды. Абсолютно модным и относительно неприличным явлением становится женский брючный костюм.

05_jpg_1328686907

Крой первых костюмов, как правило, не сложный – жакет прямой или слегка приталенный, брюки прямые или слегка расклешенные, большие металлические пуговицы, воротник “Собачьи уши”. Вместе с костюмом носили тупоносые туфли с толстыми и не очень высокими каблуками. Во всем этом наряде женщина выглядела этаким “матросиком”.

Женский брючный костюм в СССР – это начало эмансипации. Носить брюки, не смотря на моду, осуждалось обществом как публичное женское курение. И ношение этого костюма было как вызов, как дерзость. Исполкомы запрещали появление в брюках, например, в клубах. Женщину в брюках могли не пустить в ресторан, как до этого не пускали в мини юбке. Исключением были прибалтийские республики, славившиеся своей лояльностью к прозападным тенденциям в моде и к женским брюкам в частности.

573344_900

Поскольку в конце 60-х промышленный трикотаж безнадежно отставал от возросших запросов советских граждан, то наиболее умелая половина женского населения обратилась к науке “две изнаноночные – две лицевых”:

“Вяжем сами” становится чуть ли не самым популярным разделом в разных изданиях. Курсы кройки и шитья посещают и девочки и бабушки, иногда там можно увидеть и мужчин.


sf60-fashion-show

В 1965-м году произошло событие, о котором просто нельзя не упомянуть. Во Всесоюзный дом моделей пришел работать Вячеслав Зайцев.

IMG_7471

img_cb3a28978fcd4eda6af4917cae0edb8c

e474f6da

c4e3db9a

Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев и знаменитая манекенщица Регина Збарская. 1963 год

ca75731f

3f55385e

388bc77b
Художник-модельер Вячеслав Зайцев и манекенщица Регина Збарская обсуждают новые модели. 1966 год

Это был первый мужчина в только зарождающемся советском модном бизнесе. Талантливый художник, нестандартный дизайнер, интересующийся современными западными модными тенденциями. Ему удалось воплотить прогрессивные идеи западной моды в оригинальном стиле, адаптированном под существующую действительность. Зайцев стал первым и главным модельером в СССР. У него стали одеваться наши звезды. Многие образы, созданные им в конце 60-х пережили не одно десятилетие.

fashionblood.livejournal.com

Мода «оттепели». Как одевались в СССР в 1960 — 1965 гг. — VATNIKSTAN

В начале 1960-х годов благо­со­сто­я­ние боль­шин­ства совет­ских граж­дан увели­чи­ва­ется: люди полу­чают собствен­ные квар­тиры и стабиль­ную зарплату. Куль­турно-обра­зо­ва­тель­ный уровень также растет, а вместе с ним — потре­би­тель­ские инте­ресы. Жела­ние красиво одеваться и исполь­зо­вать одежду как инстру­мент само­вы­ра­же­ния стано­вится типич­ным для мужчин и женщин от 16 до 60 лет. Если ранее совет­ское прави­тель­ство претен­до­вало на контроль в этой сфере, наде­я­лось влиять на моду и даже регу­ли­ро­вать её, то теперь бессмыс­лен­ность этих попы­ток стала очевидна. Мода выхо­дит на новый уровень и нако­нец стано­вится доступ­ной боль­шин­ству граж­дан Совет­ского Союза.

VATNIKSTAN продол­жает цикл статей о моде. Ранее мы уже расска­зали, как одева­лись в период НЭПа, какие тенден­ции господ­ство­вали в 1930-е годы, как краси­вые наряды возвра­ща­лись в быт после войны и как стиль New Look поко­рял совет­ских граж­дан в 1950-е годы. Теперь в фокусе внима­ния — начало 1960-х годов.


Основные тенденции: «Не отставать от жизни, моды…»

С конца 1950-х годов совет­ская мода разви­ва­лась в одном направ­ле­нии с запад­ной, однако меня­лась медлен­нее. Неко­то­рые запад­ные тенден­ции в СССР «не прижи­ва­лись»: отече­ствен­ные моде­льеры не заиг­ры­вали с «мини» и не шили слиш­ком корот­кие юбки. Совет­ская мода пози­ци­о­ни­ро­ва­лась как более демо­кра­тич­ная, менее экстра­ва­гант­ная, ориен­ти­ро­ван­ная на сред­него поку­па­теля, а не на «элит­ное мень­шин­ство». Одежда отече­ствен­ных произ­во­ди­те­лей счита­лась прак­тич­ной, функ­ци­о­наль­ной, не нано­ся­щей вред здоро­вью — модели констру­и­ро­ва­лись строго в соот­вет­ствии с меди­цин­скими нормами и стан­дар­тами гиги­ены.

 

Ключе­вой пробле­мой оста­вался подход к пошиву: в основе моде­ли­ро­ва­ния по-преж­нему исполь­зо­ва­лись упро­щён­ные харак­те­ри­стики. На Западе одежду уже давно кроили по росто­раз­ме­рам и полно­там, в СССР — по усред­нён­ным, факти­че­ски выду­ман­ным соот­но­ше­ниям роста и объё­мов. Гото­вая одежда сидела плохо, её прихо­ди­лось подго­нять по инди­ви­ду­аль­ным меркам на дому или в ателье. Чтобы решить эту проблему в период с 1957 года по 1965 год сотруд­ники Централь­ного НИИ швей­ной промыш­лен­но­сти провели массо­вые обмеры мужчин и женщин всех возрас­тов во всех реги­о­нах страны. Из огром­ного объёма данных сумели выде­лить типич­ные повто­ря­ю­щи­еся харак­те­ри­стики, а на их основе — разра­бо­тать новые ГОСТы на размер­ные ряды. Весо­мым досто­ин­ством новых типо­ро­сто­раз­ме­ров стало их соот­вет­ствие реги­о­наль­ной специ­фике. Счита­лось, что теперь до 80% насе­ле­ния могут поку­пать одежду и с комфор­том носить её без подгонки.

Каче­ство новой одежды повы­си­лось, а ассор­ти­мент расши­рился. Дирек­тор фабрики «Боль­ше­вичка» (специ­а­ли­зи­ро­ва­лась на женской и детской верх­ней одежде) в 1960 году хваста­лась, что теперь фабрика выпус­кает женские пальто и костюмы для четы­рёх типов сложе­ния: «моло­дёж­ные» для деву­шек и для женщин «трёх полнот». Число фасо­нов тоже росло. Та же «Боль­ше­вичка» в 1960 году выпус­кала 100 фасо­нов, а в 1961 — уже 204. Теперь пред­при­я­тие оправ­ды­вало свой девиз: «Не отста­вать от жизни, моды…».

Другая инте­рес­ная тенден­ция — культ искус­ствен­ных тканей. Совет­ские граж­дане активно приоб­ре­тали вещи из нейлона, винила, дралона, лайкры и похо­жих мате­ри­а­лов. Основ­ной причи­ной любви было удоб­ство: искус­ствен­ные ткани легко стирать, не нужно ежедневно гладить. Одежда из искус­ствен­ных тканей стоила весьма доступно, что в глазах поку­па­те­лей оправ­ды­вало ее немно­го­чис­лен­ные недо­статки (вроде непри­ят­ной на ощупь фактуры). Любовь к нена­ту­раль­ным тканям была такой силь­ной, что искус­ствен­ные шубы поку­пали даже те, кто «мог позво­лить себе» даже нату­раль­ные. Насто­я­щий мех считался скуч­ным, неде­мо­кра­тич­ным и несо­вре­мен­ным.

Из мето­ди­че­ского ката­лога ВИАЛЕГПРОМ (Всесо­юз­ный инсти­тут ассор­ти­мента изде­лий лёгкой промыш­лен­но­сти и куль­туры) за 1964 год:

«Боль­шую новизну и разно­об­ра­зие вносят новые ткани с приме­не­нием хими­че­ских воло­кон, более свобод­ный подход к их исполь­зо­ва­нию, как, напри­мер, соче­та­ние тканей разных фактур или одно­цвет­ных фактур и набив­ных. Для пальто подхо­дят новые ткани с нитро­ном, откры­того пере­пле­те­ния типа панамы и рогожки, ткани с приме­не­нием фасон­ной пряжи, с рельеф­ной и зерни­стой поверх­но­стью типа «Элегант», пест­ро­тка­ные, с насып­кой, из разных цветов пряжи — это ткани «Зави­ток», «Полянка», «Мерлушка». Костюм­ные ткани — шерстя­ное трико «Чайка», шерстя­ные ткани «Эффект», «Люкс»».


«Мода» на моду

В период с конца 1950-х годов и до конца 1970-х годов тема стиля и внеш­него вида стала очень попу­ляр­ной. Если раньше стрем­ле­ние хорошо выгля­деть и выде­ляться могло встре­тить недру­же­люб­ное отно­ше­ние обще­ства, теперь инте­рес к моде призна­вался совер­шенно нормаль­ным явле­нием. Это подтвер­ждают обще­со­юз­ные, респуб­ли­кан­ские и мест­ные газеты, кото­рые регу­лярно писали о ново­сти моды, разме­щали пресс-релизы модных меро­при­я­тий и даже публи­ко­вали анали­ти­че­ские статьи о куль­туре одежды. Появ­ля­ются специ­а­ли­зи­ро­ван­ные журналы мод, кото­рые расска­зы­вают чита­те­лям о тенден­циях насту­па­ю­щих сезо­нов, публи­куют краси­вые фото­гра­фии и анон­си­руют гряду­щие показы и новые коллек­ции.

Напри­мер, типич­ная заметка о моде, посвя­щён­ная ширине мужских брюк:

«… в соот­вет­ствии с совре­мен­ной модой, нормаль­ная ширина штанины состав­ляет 24–25 санти­мет­ров. <…> Есть люди, кото­рые наста­и­вают на слиш­ком узких брюках, а неко­то­рые, напро­тив, зака­зы­вают брюки шири­ной 45 санти­мет­ров. Это в своём роде тоже стиль. Но не стоит пытаться обма­нуть новую моду».

Журналы несли и воспи­та­тель­ную нагрузку. В них регу­лярно появ­ля­лись мате­ри­алы об эконо­ми­че­ских пробле­мах в инду­стрии моды, вопросы куль­туры одежды и даже роль моды в соци­а­лизме. Авторы мате­ри­а­лов дели­лись с чита­те­лями размыш­ле­ни­ями о природе моды и специ­фике совет­ской одежды.

Мане­кен­щицы из СССР в Европе в 1961 году

Инте­ресно, что власть поощ­ряла фикса­цию недо­стат­ков в книгах жалоб и пред­ло­же­ний, публи­ка­цию писем чита­те­лей с отзы­вами о работе мага­зи­нов одежды и лёгкой промыш­лен­но­сти в целом. Это была обрат­ная связь, кото­рая помо­гала контро­ли­ро­вать отрасль и урав­но­ве­ши­вать декла­ра­тив­ные сооб­ще­ния в прессе об успе­хах лёгкой промыш­лен­но­сти.

Правда «стиля­гам» иногда доста­ва­лось по-преж­нему. Их образ расце­ни­вался как утри­ро­ва­ние моды и дурной вкус. В печати шла дискус­сия: с одной стороны публи­ко­ва­лись письма возму­щён­ных нестан­дарт­ными обра­зами, с другой — размыш­ле­ния авто­ров, защи­щав­ших право моло­дых людей на инди­ви­ду­аль­ность. Модные изда­ния продви­гают мысль, что непра­вильно судить о мораль­ном облике чело­века на осно­ва­нии узких брюк и цвета­стой рубашки.


Женские образы: «Бабетта», шпильки, яркий макияж

Женщины черпают идеи обра­зов из кине­ма­то­графа. Напри­мер, самой модной счита­ется причёска «Бабетта»: совет­ские модницы поза­им­ство­вали её у Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идёт на войну». Те, кто не любил пышные волосы, отда­вали пред­по­чте­ние лёгким в уходе геомет­ри­че­ским стриж­кам. Также носят парики и шиньоны. Волосы было принято красить, есте­ствен­ный цвет считался скуч­ным. Однако хоро­ших красок в продаже не было, жела­ю­щим изме­нить природ­ный отте­нок волос прихо­ди­лось доволь­ство­ваться басмой, хной, луко­вой шелу­хой и пере­ки­сью водо­рода. Акту­аль­ным стано­вится яркий макияж: чёрные стрелки, несколько слоёв туши для ресниц, беже­вая помада.

Образ Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идет на войну» вдох­но­вил тысячи совет­ских женщин повто­рить причёску

В 1961 году в совет­скую моду входит каблук-шпилька. От привыч­ного каблука они отли­ча­ются толщи­ной — всего от трёх милли­мет­ров. Высота обычно состав­ляла пять-шесть санти­мет­ров. Ходить на шпиль­ках было неудобно: они остав­ляли следы на свежем асфальте, попа­дали между ступень­ками эска­ла­тора в метро и превра­щали прогулку по льду в экстре­маль­ное приклю­че­ние. Тем не менее их попу­ляр­ность только росла — женщи­нам нрави­лась острота, кото­рую шпильки добав­ляли даже самому скром­ного образу. Поэтому их носили и зимой, и летом.

Хитом стано­вится чёрный обтя­ги­ва­ю­щий свитер. Самые яркие образы полу­ча­лись из соче­та­ния свитера, юбки и шпилек.

Носить брюки повсе­дневно всё ещё не принято: образ женщины в брюках крити­ко­вали в печати как нару­ша­ю­щий обще­ствен­ные прили­чия. Ситу­а­ция полу­ча­лась двой­ствен­ная. С одной стороны, женщины в рабо­чих и спор­тив­ных брюках была обыч­ным явле­нием и никого не возму­щала. Совет­ские женщины рабо­тали на заво­дах, в сель­ском хозяй­стве, в свобод­ное время зани­ма­лись физкуль­ту­рой. С другой стороны, появ­ляться в брюках на офици­аль­ных и празд­нич­ных меро­при­я­тиях было не принято. Женские брюки появятся в модных коллек­циях в конце 1960-х годов и станут симво­лом эман­си­па­ции.


В стиле Элвиса Пресли

Самый модный мужской образ 1960-х годов: белая нейло­но­вая рубашка, тёмные брюки-дудочки и уложен­ные к верху волосы. Мода на искус­ствен­ные ткани захва­тила и мужчин: боль­шин­ство стре­мится купить рубашку из нейлона. Хлопок призна­ётся уста­рев­шим и неудоб­ным, а нейлон — краси­вым и прак­тич­ным. Мате­риал не мялся, легко стирался и инте­ресно смот­релся. Этого было доста­точно, чтобы сделать нейлон самым востре­бо­ван­ным мате­ри­а­лом сере­дины 1960-х годов.

Образы допол­няли яркие прита­лен­ные пиджаки с широ­кими плечами, яркие крас­ные носки, галстуки и зонты-трости. Акту­аль­ная причёска — «боб». Образ­цами для подра­жа­ния стали Элвис Пресли и группа «Beatles».

Важным пред­ме­том гарде­роба стано­вятся вяза­ные карди­ганы. Вяза­ные вещи вышли на пик моды у мужчин и женщин. Но в продаже их нет, поэтому многие люди (не только женщины) увле­ка­ются вяза­нием. Источ­ни­ком знаний и идей явля­ются разделы «Вяжем сами» в журна­лах мод.

В 1962 году в СССР пришли тёмно-синие плащи из боло­ньи. В Италии из этой ткани шили рабо­чую одежду. В СССР их носили как летнее пальто. Совет­ских граж­дан боло­нья поко­рила новиз­ной и прак­тич­но­стью. В сложен­ном виде плащи были очень компактны и прак­ти­че­ски не зани­мали место в шкафах. В обще­ствен­ном созна­нии закре­пи­лась мысль, что каждый уважа­ю­щий себя чело­век непре­менно должен приоб­ре­сти такой плащ. Мода на боло­нью продер­жится целое деся­ти­ле­тие. Зимой носили шапки из искус­ствен­ного кара­куля — тренд на искус­ствен­ный мех задел и мужчин.

Вся семья в плащах «Боло­нья»

В 1960-е годы мужчины начи­нают играть всё более значи­мую роль в моде: в 1965 году впер­вые в совет­ской исто­рии мужчина прихо­дит рабо­тать во Всесо­юз­ный дом моде­лей. Этим перво­про­ход­цем был Вяче­слав Зайцев. Уже во второй поло­вине 1960-х годов его ждёт широ­кая извест­ность, успеш­ная карьера и звание одного из самых авто­ри­тет­ных людей в отече­ствен­ной моде.


Читайте также наш мате­риал «Сшитые одной нитью: исто­рия СССР в порт­ре­тах на коврах»

www.vatnikstan.ru

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья

Продолжаю виртуальную прогулку по страницам старых журналов из моей коллекции и архива. Предыдущие публикации можно посмотреть здесь, еще вот тут, и в этой публикации. В сегодняшней подборке покажу журналы мод, которые издавались в 60 годах в Советском Союзе.

Первый журнал 1963 года выпуска, разработки 66-го ателье треста Мосиндодежда. даже с уменьшенными выкройками. Привожу как есть. Сразу предупрежу: я по этим выкройкам не шила и про посадку ничего не скажу. Но, если кому интересно проверить, то думаю, что можно попробовать и эти выкройки использовать, только распечатать на принтере инструкцию и уменьшенный чертеж, и построить конструкцию в натуральную величину.

Еще нашла буклетик готовых моделей и выкроек ГУМа, одну из моделей тоже приведу для примера. И журнал «По готовой выкройке», Минского издательства «Звязда», второе издание 1966 года. Из журнала «По готовой выкройке» покажу несколько листов с моделями, поскольку сам журнал очень объемный, на 108 листов текста, чертежей и с массой цветных вкладок.

Ну а третий журнал – Модели сезона 1967-68, журнал Министерства легкой промышленности СССР, подготовленный редакцией «Журнала Мод».

Это журнал Треста Мосиндодежда, 66 ателье. Обычная полиграфия, простая бумага, стоил всего 40 копеек. Но для женщин тех лет журнал был бесценным — при условии некоторых швейных навыков, можно было дома самим пошить какую-то модную вещь.

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 1

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 2

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 3

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 4

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 5

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 6

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 7

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 8

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 9

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 10

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 11

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 12

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 13

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 14

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 15

Это пример листовочки из буклетика ГУМа: Такие листки с чертежами и эскизами можно было купить как по отдельности, таки целым набором. Где в комментариях и обсуждениях к прошлым публикациям мы вспоминали именно эти ГУМовские листовочки.

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 16

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 17

А это несколько фотографий из Минского журнала «По готовой выкройке» Журнал очень объемный, информации всякой много от рекомендаций подбора моделей для разных типов фигур, главы по поводу исправлений дефектов посадки, листа с выкройками, описания технологии пошива, до многочисленных эскизов моделей и принципов их моделирования.

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 18

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 19

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 20

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 21

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 22

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 23

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 24

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 25

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 26

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 27

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 28

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 29

А это «Модели сезона» 1967-68 года. Журнал большого формата, поэтому поля и некоторые фотографии немного пришлось сузить.

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 30

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 31

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 32

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 33

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 34

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 35

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 36

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 37

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 38

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 39

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 40

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 41

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 42

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 43

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 44

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 45

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 46

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 47

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 48

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 49

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 50

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 51

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 52

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 53

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 54

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 55

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 56

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 57

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 58

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 59

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 60

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 61

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 62

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 63

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 64

По страницам старых журналов мод. 60 годы, СССР. Часть третья, фото № 65

На этой третьей части публикации я завершаю обзор журналов мод 60-х годов. Но планирую еще сделать подобный обзор разных старых журналов 70-х и 80-х годов. Начиная с 90-х годов, с приходом интернета, многие печатные издания имеют интернет версии и информацию стало искать проще – сейчас все можно найти в сети. Тем интереснее посмотреть и виртуально полистать журналы «доинтернетной» эпохи, теперь уже раритетные.

www.livemaster.ru

Женская мода СССР 60-х и 70-х, фото модной одежды на фоне города Ленинграда

Высокая мода от кутюр, дизайнерские эксперименты с одеждой, стильные тренды – область, которой Советский Союз не мог похвастать перед зарубежными странами. На просторах великого и могучего традиционно занимались совершенно другими направлениями экономики, промышленности и культуры, однако хрущевская оттепель и здесь внесла интересные метаморфозы в советский консерватизм, поменяв взгляд на мужскую и особенно женскую одежду. О последней отдельно и с фотографиями.

Женская мода СССР


Коммунистки, социалистки, рабочие, служащие и крестьянки – любая женщина хочет выглядеть красиво. Западные современники посмеивались над «совковыми» модными трендами и 1960-е не стали исключением. Однако для наших предков «оттепель» в том числе в вопросах моды была настоящей революцией и глотком свежего воздуха.

Русские журналисты и профессиональные портные объехали множество стран Запада, привезя домой последние новости и тренды, которые впоследствии были трансформированы в новую женскую моду СССР, где свежие капиталистические дизайнерские находки сплелись с традиционными социалистическими простотой и скромностью. На наш взгляд получилось очень стильно и красиво, хотя один из первых американских отзывов на женскую моду СССР, вышедший в New York Times в 1959-м, пестрил уничижительными, язвительными и даже слегка издевательскими характеристиками : слабая, робкая и неуклюжая попытка скопировать идеи и тематику Запада – таков приблизительный смысл нью-йоркских критиков и других обозревателей, посчитавших новейшую моду советов слишком архаичной для остального мира. Возможно, язвительные критические стрелы имеют под собой правдивые основания, но мы останемся при своем мнении – стильно и красиво, тем более на фоне величественного Ленинграда.

Фото модной одежды 60-х и 70-х


Санкт-Петербург, или Ленинград в советские времена, — культурная столица, поэтому не стоит удивляться, что модные фотосессии снимались именно здесь, на берегах Невы и других красочных местах, коими так богата и славна северная российская столица. Такова современная ситуация, такой она была и в 1960-70-х, когда сделаны следующие фото модной одежды для русских женщин.

Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов

Letyshops [lifetime]
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов

Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов

Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов

Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов

Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов

Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов
Модная женская одежда СССР 60-х и 70-х годов

istorik.net

Советская мода 60 — 80 годов: от элегантности до вульгарности : Daily Culture

За три последних десятилетия существования СССР советская мода через элегантность шестидесятых и эклектику семидесятых шагнёт к свободе восьмидесятых. Последняя, впрочем, будет чрезмерной и даже граничащей с вульгарностью. Возможность достать качественные зарубежные вещи (или хорошие, но дефицитные отечественные) по-прежнему будет доступна не всем, в отличие от домашнего производства одежды. Страна уже менее бедная и более свободная, хотя по-прежнему одеться по-иному и выделиться из толпы — это вызов обществу. Начиная с пятидесятых и до конца существования советского государства теневая экономика строится, в том числе, на перепродаже одежды, обуви, аксессуаров и косметики. Последние два десятилетия — семидесятые и восьмидесятые — на моду начинают серьёзно влиять не только кино, но и музыка. 

Шестидесятые

Начинается мода на искусственные ткани, которая достигнет своего пика в семидесятые.  Популярным становится даже искусственный мех — из него шьют шубы, шапки, декорируют им пальто. Самые смелые женщины пробуют носить брюки (как Анна Сергеевна в «Бриллиантовой руке») и раздельные купальники. В моде яркий макияж глаз — накрашенные ресницы и непременно стрелки. Несмотря на появление брюк, большинство женщин продолжают носить платья, из кроя предпочитают юбки-колокол, вырезы лодочкой. 

Носят короткие стрижки пикси или карэ, длинноволосые —  высокие начёсы-«бабетты». 

Востребован трикотаж и разного рода «походная» одежда (слава культу дикого туризма, скалолазам и любителям пеших походов — альтернативного вида отдыха советского человека): куртки, анораки, плащи, вязанные «лыжные» шапки. И мужчины, и женщины носят свитеры, водолазки, часто домашней вязки с геометрическими рисунками. 

Мужчины в шестидесятые выбирают не мнущиеся цветные рубашки из искусственных тканей, в некрупную клетку и полоску, в начале десятилетия — зауженные, а в концу — расклешёные брюки. Носят бороды, подражая модным тогда обладателям героических профессий — альпинистам и геологам. 

Кинотеатры, которые теперь есть почти в каждом сельском клубе, становятся одним из ведущих источников информации об актуальной одежде. Иконы стиля — популярные актрисы кино: Татьяна Доронина, Татьяна Самойлова, Светлана Светличная и десяток других. Деловые женщины обращают внимание на то, как одевается министр культуры Екатерина Фурцева.  

Семидесятые

Недавно вошедшие в массовое производство и ставшие, наконец, доступными капроновые колготки чрезвычайно ценились каждой советской женщиной. Помимо этого, модными становятся платья, юбки, женские костюмы из кримплена — синтетического волокна плотного плетения. Такие изделия были не только модными, но и очень практичными: быстро сохли после стирки и не мялись. 

По-прежнему в моде брюки-клёш, их теперь надевают не только мужчины, но и женщины. 

И мужчины, и женщины мечтают о самых модных брюках двадцатого века — джинсах. Они стоят бешеных денег, их обладатели слывут настоящими модниками. 

Наряду с длиной мини, которая остаётся популярной с шестидесятых, женщины носят макси.    Шьют юбки-полусолнце из клетчатой ткани, для лета — из тканей с цветочным узором. Появляется интерес к этностилю — от цыганского (благодаря популярности фильма «Табор уходит в небо») до русского — в моде кружева, сарафаны. 

Юбки и брюки носят с приталенными батниками (рубашка в мужском стиле с застёжкой на планке), не заправляя их за пояс. Батники популярны и у мужчин, и у женщин. Под батник надевают водолазку или футболку. Из обуви женщины предпочитают сапоги-чулки, нередко лаковые, или туфельки на каблуках с закруглёнными носами. Основные украшения по-прежнему броши и бусы, последние модно надевать по несколько нитей, девушки любят клипсы. Из причёсок предпочитают длинные распущенные волосы, короткие стрижки, химическую завивку. Завивка а-ля Анжела Дэвис — классика стиля диско, популярного в конце семидесятых. 

Мужчины носят куртки из кожи или кожзама, кепки, длинные пальто и плащи. С конца шестидесятых остаётся мода на брюки-клёш и цветные рубашки. Отпускают длинные волосы и усы. Модная обувь — остроносые туфли на каблуках. 

В моде по-прежнему «самовязанные» вещи, здесь предпочтение отдают свитерам, шапкам, шарфам из мохера — пряжи из шерсти ангорской козы. 

Иконы стиля — звёзды из телевизора. Телевидение приходит почти в каждый дом, часто транслируются концерты, поэтому подражать стараются не только киноактёрам, но и эстрадным исполнителям. 

Восьмидесятые

В восьмидесятые в моде смелые образы, спорт и новая музыка. Десятилетие запомнилось силуэтом с широкими плечами: платья, куртки и пальто, пиджаки — всюду вкладываются подплечники. Длина — от макси и миди до ультра-мини. В крое женских платьев и блузок знаковыми становятся рукава «летучая мышь» (очень широкие у основания и почти по всей длине, но с узкой манжетой) и вырезы с одним оголённым плечом. Ткани с люрексом — блестящей металлизированной нитью, служащей украшением,— сегодня стали признаком вульгарности, а тогда были писком моды. Из материалов в моде кожа — из неё шьют куртки, широкие ремни, юбки, становится популярным ещё один символ вульгарности — леопардовый принт. Культовая одежда тех лет, конечно, спортивные лосины (леггинсы). 

В качестве верхней одежды предпочитают «дутые» куртки-пуховики и такую же обувь на плоской подошве. 

Причёски — начёсы, короткие стрижки, главный тренд в макияже — смоки-айс. 

Мужчины продолжают отращивать волосы, носят свитеры с воротником-хомутом, кожаные куртки, «варёные» (осветлённые с помощью кипячения с отбеливателем) джинсы или брюки-бананы (с защипами на бёдрах и зауженные книзу). Самая модная обувь — кроссовки, в крайнем случае — кеды. Самые смелые прокалывают одно ухо и вставляют серьгу. 

Иконы стиля — короли поп-музыки Майкл Джексон и Мадонна, советские исполнители Алла Пугачёва и Валерий Леонтьев и советская группа «Кино» (особенно после выхода фильмов «Асса» и «Игла»). 

Ксения Демакова



dailyculture.ru

Как одевались в СССР в 1950-е — VATNIKSTAN

На рубеже 1940-х и 1950-х место моды в жизни совет­ских граж­дан меня­ется. Труд­ные годы позади, впереди почти 40 лет роста личного благо­со­сто­я­ния и новых возмож­но­стей. Уровень жизни будет посте­пенно повы­шаться, а вместе с ним — инте­рес к моде. Именно в 1950-е мода начи­нает стано­вится действи­тельно массо­вой, доступ­ной не только жите­лям круп­ных горо­дов, но и почти всей стране.

О том, как одева­лись в СССР, читайте статьи другие статьи автора: «Мода НЭПа», «Мода эпохи 1930-х годов» и «После­во­ен­ная мода».


Модные тенденции 1950-х

Восста­нов­ле­ние эконо­мики в СССР после войны прошло уско­рен­ными темпами, однако, власть делала упор на тяжё­лую промыш­лен­ность. Здесь дово­ен­ный уровень удалось превы­сить уже в 1949 году. Лёгкой промыш­лен­но­сти внима­ния уделяли меньше, хотя в 1950 и отра­пор­то­вали, что выпуск продук­ции тоже достиг дово­ен­ного уровня. Однако объек­тивно выпус­ка­е­мой одежды и обуви не хватало, равно как и каче­ства, и разно­об­ра­зия ассор­ти­мента. Швей­ные пред­при­я­тия произ­во­дили уста­рев­шие фасоны, медленно и неохотно внед­ряли новые модели. Но глав­ное — не учиты­вали потреб­ность людей одеваться инди­ви­ду­ально и исполь­зо­вать одежду как сред­ство само­вы­ра­же­ния.

Нельзя сказать, что госу­дар­ство было довольно такой ситу­а­цией. Проблемы со снаб­же­нием насе­ле­ния одеж­дой и обувью не просто ставили под угрозу комфорт людей, а созда­вали реаль­ные проблемы в других отрас­лях. Напри­мер, на рубеже 1940-х и 1950-х мест­ные партий­ные струк­туры полу­чили десятки жалоб на рынок потре­би­тель­ских това­ров и узнали, что в неко­то­рых реги­о­нах дети не могут посе­щать школы, потому что не имеют обуви.

Наде­я­лись, что решить проблему полу­чится повсе­мест­ным откры­тием Домов моде­лей — свое­об­раз­ных «мозго­вых центров» моды и лёгкой промыш­лен­но­сти. На их работ­ни­ков возла­га­лась боль­шая ответ­ствен­ность: нужно было создать базо­вую концеп­цию совет­ской моды (прин­ци­пи­ально отлич­ную от запад­ной), созда­вать новые фасоны взамен уста­рев­ших образ­цов 20-х и 30-х домов, а ещё внед­рять их на швей­ные пред­при­я­тия и контро­ли­ро­вать их работу. Это полу­ча­лось не слиш­ком хорошо. Модные новые коллек­ции шили неболь­шими парти­ями, кото­рые быстро разле­та­лись по Москве. Стоили они дорого и подав­ля­ю­щей части насе­ле­ния были не по карману. Боль­шин­ство же пред­при­я­тий шили по старым лека­лам и постав­ляли на рынок модели, уста­рев­шие 10 лет назад.

Журнал «Работ­ница». 1957 год

Всё же инду­стрия непо­во­рот­ливо начи­нает пере­стра­и­ваться под новые требо­ва­ния граж­дан, даже под дивер­си­фи­ка­цию вкуса. Моде­льеры теперь учиты­вают, что у потре­би­те­лей есть личные пред­став­ле­ния о стиле и стре­мятся пред­ста­вить привле­ка­тель­ные вари­анты для разных людей. При разра­ботке коллек­ций это полу­ча­ется. Напри­мер, шьются платья разных фасо­нов и цветов, появ­ля­ются женские брюки и несколько вари­ан­тов мужских костю­мов. Но швей­ные фабрики не успе­вают шить их в доста­точ­ном коли­че­стве. Хоро­шая одежда и обувь продол­жают оста­ваться дефи­ци­том.

В 1957 году в Москве прошёл Между­на­род­ный конгресс моды, но участ­во­вали в нём только страны соци­а­ли­сти­че­ского лагеря. Совет­ские моде­льеры пред­ста­вили здесь несколько ансам­блей повсе­днев­ной одежды.

Журнал «Работ­ница». 1957 год

«Запе­чат­лен­ное время» (фильм о Между­на­род­ном конгрессе моды 1957 года):


«Самопошив»

Итак, усилий госу­дар­ства, швей­ных пред­при­я­тий и Домов моде­лей было ката­стро­фи­че­ски недо­ста­точно, чтобы обес­пе­чить людей комфорт­ной совре­мен­ной одеж­дой. Граж­да­нам прихо­ди­лось решать проблему само­сто­я­тельно: женщины сади­лись за швей­ную машинку и шили из подруч­ных мате­ри­а­лов обновки на всю семью. Нередко прихо­ди­лось пере­ли­цо­вы­вать и пере­ши­вать воен­ную форму и даже одежду пятна­дца­ти­лет­ней давно­сти.

Обзор тканей. Журнал «Работ­ница». 1957 год

Здесь можно прове­сти анало­гию с книж­ным самиз­да­том: если хоте­лось носить что-то отлич­ное от пред­ло­жен­ного мест­ными швей­ными фабри­ками, необ­хо­димо было изго­то­вить это своими руками. Так назы­ва­е­мая система «само­снаб­же­ния» одеж­дой в 1950-е продол­жает активно разви­ваться. Граж­дане шьют наряды сами или зака­зы­вают у част­ни­ков, а также поку­пают иностран­ные товары у фарцов­щи­ков. Модную одежду на пере­про­дажу приво­зят из загра­нич­ных поез­док арти­сты и спортс­мены.

Удачей счита­лось купить отрез ткани на «толкучке» (рынке, где част­ники торгуют подер­жан­ными вещами) и сшить из него платье, брюки, рубашку и даже плащ по эски­зам из журна­лов. Активно пере­ши­вали старую воен­ную форму и чудом сохра­нив­шу­юся дово­ен­ную одежду.


New Look и возвращение женственности

В женской моде акту­аль­ной стано­вится выра­жен­ная женствен­ность. Треуголь­ные силу­эты с наплеч­ни­ками усту­пают пышным юбкам, дела­ю­щим бёдра визу­ально шире плеч. Модный силуэт — «песоч­ные часы» — пока­тые плечи, припод­ня­тая грудь, узкая талия и широ­кие бёдра. Женщины начи­нают с осто­рож­но­стью носить декольте.

Киев­лянки. Фото­гра­фия 1954 года

В сере­дине деся­ти­ле­тия в моду входят платья с узкой затя­ну­той талией и объём­ными юбками до щико­лотки. Платья укра­шают машин­ным круже­вом, кото­рое в СССР назы­вают «Рише­лье». Этот женствен­ный и элегант­ный стиль назы­ва­ется New look («Новый образ»). Его автор — Кристиан Диор. Моде­льер верно уловил, что женщи­нам надо­ело быть «солда­тами в юбках» и хочется ощутить себя «прин­цес­сами». В СССР «Нью-лук» пришёл с запада с опоз­да­нием на несколько лет. Его совет­ское вопло­ще­ние — Людмила Гурченко в «Карна­валь­ной ночи».

Людмила Гурченко в фильме «Карна­валь­ная ночь». 1956 год

В коллек­циях от совет­ских моде­лье­ров появ­ля­ются узкие брюки. Они пози­ци­о­ни­ру­ются как более удоб­ные для отдыха на природе и туризма, а также для вело­про­гу­лок и спорта.

Инте­рес­ным источ­ни­ком знаний о моде того времени могут быть фильмы: о каждой новой коллек­ции снимали видео­ро­лик, где подробно презен­то­вали каждый образ и объяс­нили, как и где его следует носить. Такие фильмы пред­на­зна­ча­лись не только для внут­рен­него показа, но и для демон­стра­ции на между­на­род­ных выстав­ках. Поэтому они несли идео­ло­ги­че­скую нагрузку, напри­мер, подчёр­ки­вали, что в СССР много доступ­ных вари­ан­тов досуга, а швей­ная промыш­лен­ность пред­ла­гать десятки совре­мен­ных обра­зов «на все случаи жизни».

В 1950-е в списке «образ­цов для подра­жа­ния» наравне с актри­сами появ­ля­ются женщины-поли­тики и «первые леди» — жёны лиде­ров страны. Супруга Никиты Хрущёва Нина Петровна на роль зако­но­да­тель­ницы моды похо­дила мало: она всегда одева­лась просто и мало чем отли­ча­лась от сред­не­ста­ти­сти­че­ской совет­ской женщины. Много внима­ния привле­кала Екате­рина Фурцева (в 1950-е была первым секре­та­рём Москов­ского город­ского коми­тета КПСС).

Насто­я­щий фурор произ­вела Йованка Броз, супруга югослав­ского лидера Иосипа Тито. Её фото появи­лись в газете после визита Хрущёва в Югосла­вию. Известно, что Тито бало­вал свою пятую жену изыс­кан­ными наря­дами, сшитыми на заказ. В то же время Йованка выгля­дела весьма скромно, женственно и не вызы­ва­юще, что прихо­ди­лось по вкусу боль­шин­ству женщин в СССР.

Йованка Броз и Никита Хрущёв в Белграде
Мужская мода

Мужская мода не меня­лась так карди­нально, как женская. Боль­шин­ство мужчин носит двуборт­ные и одно­борт­ные костюмы клас­си­че­ского, немного прита­лен­ного кроя. Акту­аль­ные широ­кие пиджаки и брюки. Костюмы носят с рубаш­ками — белыми, в клетку или в полоску, а также с поло­са­тыми галсту­ками. Моде­льеры немного экспе­ри­мен­ти­ро­вали с мужскими обра­зами, но смелых новшеств не пред­ла­гали, только неболь­шие ново­вве­де­ния. Напри­мер, в модной коллек­ции 1956-го совет­ским мужчи­нам пред­ла­гали носить костюмы, где брюки и пиджаки пошиты из тканей разного оттенка.

Мода 1950-х

Самый попу­ляр­ный голов­ной убор — кепка. Летом её носят с костю­мом, осенью с плащом, а зимой — с тёплым пальто. В сере­дине деся­ти­ле­тия попу­ляр­ность наби­рают шляпы с полями. Зимой носят мехо­вые шапки из кара­куля и цигейки.


Показ Dior в Москве в 1959

В СССР долго пыта­лись откре­щи­ваться от запад­ной моды. Но всего за несколько лет стало очевидно, что это проваль­ная тактика. Поэтому решено было разви­ваться парал­лельно с Запа­дом, инте­ре­со­ваться евро­пей­скими коллек­ци­ями, а в буду­щем — дока­зать превос­ход­ство собствен­ной лёгкой промыш­лен­но­сти и техно­ло­гий констру­и­ро­ва­ния одежды над «буржу­аз­ными стра­нами».

В 1959 году власти разре­шили прове­сти в Москве показ мод фран­цуз­ского дома Dior. В этот период его возглав­лял Ив Сен-Лоран. Он привёз в столицу 12 мане­кен­щиц, десятки кило­грамм багажа из одежды, обуви, укра­ше­ний, зонти­ков, перча­ток, шляпок и 500 литров духов. Груз считался таким ценным, что его застра­хо­вали на 10 милли­о­нов фран­ков. Летние модели демон­стри­ро­вали в спор­тив­ном клубе «Крылья Сове­тов» с 10 по 15 июня.

Модные собы­тия не осве­ща­лись в прессе широко, репор­тажи о нём подго­то­вило только несколько изда­ний. Напри­мер, журнал «Огонёк» в выпуске от 17 июня 1959 года писал:

«Сидя­щие в зале смот­рят на мане­кен­щиц очень внима­тельно: одни мысленно приме­ряют платья и наки­ды­вают на плечи мехо­вые манто, другие стара­ются уловить и запом­нить понра­вив­шийся фасон. Зритель­ницы отме­чают: „Зачем платья из плот­ной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сара­фан. Для нас, севе­рян, это не особенно прак­тично. А летом, даже вече­ром, будет жарко в таком платье. Платья корот­ко­ваты. Полных и низко­рос­лых это вряд ли укра­сит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позво­лить себе такую доро­гую вещь?“».

На совет­ских пока­зах мод мане­кен­щицы выхо­дили неспешно, оста­нав­ли­ва­лись перед зрите­лями, пока веду­щая зачи­ты­вала описа­ние наряда, его особен­но­сти и возмож­но­сти исполь­зо­ва­ния. Фран­цуз­ские модели двига­лись гораздо быст­рее, а устное сопро­вож­де­ние отсут­ство­вало. Журна­ли­сты отме­тили этот факт: «К моде­лям не дается ника­ких пояс­не­ний, просто объяв­ля­ется номер и назва­ние модели. Можно только успеть отме­тить крести­ком в ката­логе». Кстати, в СССР курсов мане­кен­щиц, где бы моде­лей учили ходить и держать осанку, не суще­ство­вало. Боль­шин­ство женщин оказы­ва­лись в профес­сии случайно.

Гостями меро­при­я­тия стали 11 тысяч зрите­лей, за 5 дней прошло 14 пока­зов, а каждая модель появи­лась на поди­уме примерно 140 раз.

Для совет­ской стороны меро­при­я­тие открыло много нового: уровень орга­ни­за­ции пока­зов был непри­вычно высо­ким. Для деко­ра­ций фран­цузы исполь­зо­вали нату­раль­ный шёлк, с моде­лями прие­хали личные повара, фото­графы и парик­ма­херы. Мане­кен­щицы вели себя строго по внут­рен­ней инструк­ции. Напри­мер, им разре­ша­лось гулять по Москве только в фирмен­ной одежде Dior (брюки строго запре­ща­лись) и всегда в сопро­вож­де­нии фото­графа. Изыс­кан­ный внеш­ний вид моде­лей созда­вал огром­ный контраст с просто одетыми моск­ви­чами. Мане­кен­щиц не всегда встре­чали друже­любно, что хорошо видно по взгля­дам случай­ных прохо­жих на фото­гра­фиях.

Dior в Москве 1959 года

Фран­цуз­ская сторона серьёзно подо­шла к орга­ни­за­ции меро­при­я­тия, хотя для чего этот труд­ный визит был нужен Dior на пике миро­вой извест­но­сти, непо­нятно до сих пор. Очевидно, что коммер­че­ского инте­реса СССР для модного дома не пред­став­лял. Скорее, это был вопрос престижа: модный Dior первым, кто прорвался через желез­ный зана­вес и дока­зал, что модой инте­ре­су­ются даже комму­ни­сты.

В 1965 году худож­ники-моде­льеры из Всесо­юз­ного Дома моде­лей ездили во Фран­цию с ответ­ным визи­том дому Dior.


В 1950-е годы в моду возвра­ща­ется женствен­ность: пышные юбки и силуэт «песоч­ные часы». С опоз­да­нием на несколько лет в СССР прихо­дит стиль New Look от Dior, а в 1959 году с коллек­цией приез­жает сам глава модного дома Ив Сен-Лоран. Мужская мода меня­ется незна­чи­тельно, хотя моде­льеры посте­пенно начи­нают разра­ба­ты­вать новые реше­ния и для мужчин. Люди актив­нее инте­ре­су­ются одеж­дой, стара­ются исполь­зо­вать её как сред­ство само­вы­ра­же­ния. Швей­ная промыш­лен­ность не успе­вает за потреб­но­стями людей и зача­стую пред­ла­гает им уста­рев­шие и неудоб­ные фасоны. Госу­дар­ство пыта­ется решить эту проблему через сеть Домов моде­лей, а парал­лельно желает выйти на между­на­род­ный уровень и дока­зать превос­ход­ство над капи­та­ли­сти­че­ским миром.

www.vatnikstan.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Следующая запись

Модели 90 х сейчас – Топ модели 90 х годов: фото тогда и сейчас, во что превратились известные супермодели 90 х годов

Вт Фев 18 , 2020
Содержание Знаменитые супермодели 90-х тогда и сейчасСупермодели 90-х тогда и сейчасТоп-модели 90-х – тогда и сейчас :: Вещи :: РБК.СтильПосмотрите, как изменились супермодели 90-хНаоми КэмпбеллКейт МоссЛетиция КастаТайра БэнксЛинда ЕвангелистаЗнаменитости: Великая пятёрка супермоделей 90-хКак сегодня выглядят супермодели, ставшие популярными в 90-х Наоми Кэмпбелл Синди Кроуфорд Клаудия Шиффер Кейт Мосс Летиция Каста […]